«Città Ideale» – первая персональная выставка известного русского художника Александра Виноградова в Galerie Iragui. Название выставки отсылает к одноименным картинам неизвестных художников эпохи Возрождения, которые представляют своего рода планы-проекты перехода от средневекового города к современному: геометрические паттерны, абстрактные критерии и научные подходы, зачастую пронизанные утопическим противоречием. Для Александра Виноградова, который родился и вырос в Москве второй половины 20-го века, Идеальный Город – это новая Москва: город, который был разрушен и заново перепланирован для монументальной архитектуры будущего и Великой Утопии.
В основе выставки – крупные незавершенные и нереализованные архитектурные проекты советского периода, которые представлены художником в новой серии рисунков, изображающих современную Москву с ее капиталистической шок-культурой, но в альтернативном утопическом будущем. Проект «Città Ideale» дополнен двумя живописными жестами: абстракцией изображений во время путешествия между разными городами России и некоторыми работами из более ранних серий, изображающих современную жизнь в Италии в высоком стиле социалистического реализма, что очень напоминает сатирический экзамен по культуре позднего капитализма.
Александр Виноградов много лет прожил и проработал в Москве в дуэте с Дубосарским, после чего переехал в Италию и начал работать самостоятельно. В Италии в отдалении от бурной повседневной жизни города он обратился внутрь себя и увидел: реконструкция будущей идеальной Москвы также является деконструкцией. Все вспоминания уже стали частью художественного вымысла, расположенного в неопределенном пространстве между утопией и пропагандой. Работа Виноградова с фигуративной живописью также выявляет парадокс: идя против концептуализма 1990-х годов, можно ли вообще изобразить реальность без разрушения ее границ?
На изображениях реконструкция города не только исторически-физическая, но и эмоционально-психическая – как можно было изменить или предотвратить судьбу этого города? В 1927 году Вальтер Беньямин отправился в революционную Москву и записал дневник своих впечатлений о городской жизни в условиях современности – монументальной архитектуры вне человеческого масштаба, мечты 19 века, сна, от которого «мы должны проснуться». Диалог с текстом Беньямина приводит к неожиданным археологическим находкам на поле будущего — в нем противоречивость утопии понимается как стремление к отдаленному, бесконечному, постоянно повторяющемуся прошлому.