6 декабря 2018 - 10 февраля 2019
Вт, Ср, Пт - Вс: 11.00 - 20.00. Чт: 11.00 - 21.00
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет выставку керамической скульптуры Древнего Китая «Стражи времени». Выставка включает редкие предметы — фигурки животных-символов китайского календаря, относящиеся к периоду с II в. до н. э. до XVII в. н. э.
Название выставки связано с традиционным китайским календарным циклом, который популярен во всем мире. Он делится на пять двенадцатилетних периодов. У каждого года есть животное-символ: Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья. Сутки также разделяются на двенадцать промежутков – «стражей», которые находятся под покровительством этих же животных-символов.
Традиционные ритуальные керамические скульптуры собак, свиней, кабанов и композиции из 12 животных-символов китайского календаря относятся ко времени правления в Китае династий Хань, Тан и Мин. Подобные ритуальные скульптуры редко выставляются в России, поэтому, безусловно, вызовут интерес и расширят представления российского зрителя об искусстве Дальнего Востока.
По Восточному лунно-солнечному традиционному календарю, принятому в Китае и некоторых других странах, 2018 год — это год Собаки. В Поднебесной 16 февраля год Земляной Желтой Собаки сменил год Огненной Красной Курицы, а ему на смену 5 февраля 2019 года придет год Земляной Желтой Свиньи. Именно поэтому на выставке экспонируются в основном скульптуры собак и несколько фигур кабанов и свиней.
Археологические открытия в Китае дают нам богатый художественный материал, иллюстрирующий традиционную жизнь и быт китайцев с древнейших времен. Вера в существование жизни после смерти, культ предков, породили представление о том, что человека в ином мире должны сопровождать предметы, окружавшие его при жизни.
Уже в 3–2 тысячелетиях до н. э. постепенно формируются условные ритуалы и основополагающий для китайской традиции культ почитания предков. Китайцы считали, что души людей — бессмертны. Потомки, остающиеся на земле, должны прославлять предков своими деяниями. — С древности в захоронения помещали большое количество сакральных предметов, многие из которых сохранились до наших дней: в основном, это изделия из долговечных материалов — бронзы и нефрита, которые считались священными, а также из керамики.
Необходимость создания в большом количестве скульптур для алтарей и ритуальных целей привела к развитию ремесел. Многие новые техники применялись именно при изготовлении минци: использование цветных глин, форм, оттисков; специальная обработка поверхностей керамических изделий, применение разных температур обжига, использование однотонной и цветных низкотемпературных глазурей.
Среди ритуальных статуэток особое место занимают фигурки с изображением животных: лошадей, собак, свиней, птиц и других существ, а также животных-символов календарного двенадцатилетнего цикла. Например, скульптуры собак были обнаружены уже в захоронениях неолитического времени. Их помещали рядом с владельцами, обычно в ногах, иногда рядом или под телом хозяина. Судя по найденным артефактам, такие фигурки-символы высоко ценили.