Фонд IN ARTIBUS и ГМИИ им. А.С. Пушкина объединяют две большие русские коллекции Владимира Вейсберга – музейную и частную – и открывают монографическую выставку одного из самых выдающихся российских живописцев XX века. Более ста произведений художника представляют все периоды его творчества от 40-х до 80-х годов.
Владимир Вейсберг (1924-1985) – выдающийся художник и теоретик, ключевая фигура русского искусства второй половины ХХ века. Его творчество не вписывается ни в рамки официального искусства, ни в круг нонконформистской деятельности. Вейсберг – художник традиции, работавший по строгим правилам классической живописи и видевший своей целью постижение ее законов.
В ГМИИ хранится более 140 произведений Владимира Вейсберга: это самая полная в России коллекция. Ее основой стал щедрый дар, сделанный вдовой художника, Галиной Михайловной Ерминой в 1997 году: было подарено 57 картин, акварелей и рисунков. С этого времени сотрудниками музея ведется постоянная работа по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника. Важным этапом стала изданная в 2018 году монография «От света к цвету» Анны Чудецкой, хранителя собрания В.Вейсберга в Отделе личных коллекций.
Настоящей выставкой Фонд IN ARTIBUS и ГМИИ им. А.С. Пушкина открывают совместный проект по изучению и популяризации творчества Владимира Вейсберга в России. Никогда еще произведения Вейсберга в таком значительном количестве не покидали фондов ГМИИ: музей предоставил на выставку более 60 произведений. Живопись и графика Вейсберга будут выставлены в пространстве на Пречистенской набережной в течение шести месяцев. Это будет самая продолжительная выставка Вейсберга за всю историю экспонирования его произведений. В течение полугода будут выставлены более 50 живописных произведений, а графическая часть выставки будет состоять из двух блоков: первый – музейный, из ГМИИ им. А.С. Пушкина (февраль-апрель), второй – из коллекции Инны Баженовой (май-июль).
В число живописных произведений, представленных на выставке, войдут работы от самых ранних – сороковых годов, до последней работы мастера «Венера и геометрия» (1984) которая осталась незаконченной на мольберте. Зрители вновь увидят один из редчайших пейзажей Вейсберга «Куст» (1947), ранние натюрморты – от «машковской» «Снеди» до иллюзионистических «Хлебов» (1950), знаменитый двойной портрет «Семья Щегловых» (1958); яркие женские образы рубежа 1950-60х; знаковые работы 1960-х – времени перехода от цвета к белому, а также – все многообразие периода «белого на белом» (1970-80-е). В графической части выставки – рисунки разных лет, от лаконичного линейного рисунка до виртуозного «рисунка живописца».