Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

Привнести радость и переключить внимание

Современные художники о своих объектах в Морозовской детской больнице

По просьбе ArtTube художники делятся своими впечатлениями об участии в паблик-арт проекте «ARTерия», второй этап которого стартовал в новом корпусе Морозовской детской больницы этой весной. Проект, курируемый Мариной Звягинцевой, направлен на то, чтобы вывести маленьких пациентов из состояния замкнутости при помощи современного искусства. Не украсить монотонное пространство больницы, а вовлечь детей в игру и подтолкнуть к исследованию новой среды. На сегодняшний день в «ARTерии» приняло участие уже более 30 современных художников, перед ними стояли сложные, но интересные задачи. Об этом мы и попросили рассказать участников первого и второго этапов.

***

Современное искусство существует в «Морозовке» уже пять лет. В 2014 году в рамках проекта «Арт-прививка» современные художники создавали объекты в поликлинике при больнице. В 2015 году открылся паблик-арт проект Марины Звягинцевой «Игровые коммуникации» – кардиограмма из цветных и прозрачных труб, заполненных игрушками.

Наталья Стручкова, проект «Все в порядке»:

«Я давно работаю с куратором проекта Мариной Звягинцевой, участвовала в нескольких ее паблик-арт проектах, в том числе и в Морозовской больнице. Она и пригласила меня вновь. Для Морозовской больницы у меня было два предложения. Один проект — мозаика, второй — интерактивный, для коридоров, предполагал взаимодействие с детьми. Так как гигиенические требования больницы к материалам, используемым в проекте, оказались очень жесткими, то второе мое предложение было невозможно осуществить. В итоге остановились на мозаике. Я уже делала подобные «пиксельные» мозаики в интерьерах стоматологической клиники и офисной столовой, и заметила, что посетителям они нравятся. Мозаика — техника очень древняя, мне же хотелось отразить новую цифровую эстетику в этой консервативной технике. Я использовала логику построения компьютерных иконок для создания рисунка мозаики в буфете Морозовской больницы. В изображении пыталась найти образы, близкие современным детям — кроссовки, роутер wi-fi, современные пластиковые бутылки, наушники. Проект в целом очень удачный, больница обрела интересные интерьеры, а художники попробовали себя в условиях ограниченных ресурсов».

Александр Зайцев, проект «Дополненная реальность»:

«Мне показалось интересным попробовать поработать с этим пространством, новым для меня, поскольку это не привычная галерея, а больница со своими правилами и ограничениями. Например, работа должна быть такой, чтобы ее обязательно можно было мыть. Кроме того, не везде, по понятным причинам, можно размещать свой объект. Кстати, выбрать нужное помещение, где я мог бы сделать фото, на основе которого потом создавал бы коллажи, оказалось не такой простой задачей. Я начал ездить в больницу еще зимой. Приезжал, ходил, фотографировал там все, потом сидел дома и смотрел получившиеся снимки, делал коллажи, понимал, что это не подходит, возвращался и снова снимал. Сначала хотел сделать коллажи с уличной средой, там довольно красивое пространство при больнице, затем отказался от этого, и сделал снимок с изображением больничного холла, где все довольно скучно и монотонно. Я решил дополнить это пространство, создав какой-то немножко абсурдный сюжет как будто это подводный мир у меня. Любой человек может взять магнит и прикрепить на мою работу, оставив пожелание или рисунок, в общем, что угодно. Таким образом, я предлагаю зрителю пофантазировать на тему реальности, и стать, по сути, соавтором моей работы. В этом был определенный риск. Я опасался, что этот интерактив не считают и все магнитики так и останутся в коробочках. Но мои опасения не подтвердились. Когда я монтировал ко мне подходили и посетители больницы, и персонал, все они расспрашивали меня о смысле работы, очень быстро понимали, в чем суть, и реагировали с улыбкой. В день открытия люди с ходу разобрались, что надо делать, и уже появились первые пожелания, а когда я приехал через неделю, то увидел, что там уже все доски были забиты посланиями и пожеланиями. Их оставляли и взрослые, и дети. Там были сотни записок с забавными, а иногда и грустными посланиями. «Котик, ты лучший», «Устала от капельницы», «Не хочу болеть». Под каждым магнитом было по пять записок, в итоге магниты кончились, и я еще довез партию. Мне понравилось участие в этом проекте со всех сторон, я редко получаю подобную ответную реакцию. Я хотел рискнуть и риск себя оправдал».

Владимир Логутов, проект «Авторская плитка»:

«В этом я поставил перед собой задачу не создавать нечто концептуальное в духе современного искусства, а придумать такой объект, который спровоцирует детей на творчество, на какую-то такую веселую игровую энергию. На плитке можно увидеть отпечатки, с ними мне помог Иван, сын Андрея Сяйлева, художника, который в этом году тоже участвовал в «ARTерии». По моей просьбе он сделал сотню отпечатков своих ладоней. Это происходило еще в Самаре, в мастерской. И собственно я с этими отпечатками потом работал, модернизировал, деформировал, увеличивал или уменьшал. И сделал такую большую серию. Отпечатки это самая архетипическая вещь еще со времен пещерных людей. И самое простое, что может быть. Я как раз и хотел сделать что-то простое и яркое, призывающее продолжать. Детям понравилось. Вообще в целом проект «ARTерия» это очень классная история. Искусство отвлекает детей от болезни, от режима хождения в больницу, от всех этих страшных укольчиков и всего такого. Развлекает их и дает возможность коммуницировать, как, например, в проекте Саши Зайцева, где много людей что-то пишут, оставляют друг другу послания».

Мария Сумнина, дуэт МишМаш, проект «Коридорная полоса»:

«Мы участвовали в «Арт-прививке» в 2014-м году, и в обоих случаях, что тогда, что в этот раз, у нас был один и тот же подход — пропустить окружающее пространство через призму нашего произведения таким образом, чтобы оно начало рассказывать какие-то современные сказки, недосказанные, недоговоренные. Чтобы детям было что додумать, «дофантазировать». Оба наших проекта о переосмыслении набившей оскомину рутины, в которую попадает ребенок в больнице. Это довольно травматичная рутина, через которую приходилось многим проходить когда-то в детстве. Отсюда и появились приключения пластиковой отбойной «коридорной полосы» по периметру больницы, которая становится как бы рентгеном, просвечивающим животных, закручивая их в мини истории. А в прошлый раз мы превратили границу синей и белой краски, это типичная покраска стен в казенных местах, в линию горизонта (проект получил одноименное название), которая топорщится странными сценами на каждом шагу, пока ты идешь вдоль нее.

Андрей Сяйлев, проект «Переход»:

«Недавно я прочитал материал под названием «И стены лечат», посвященный проекту «ARTерия», и как бы банально это не звучало, но так оно и есть на самом деле. Потому что это крутая идея из утилитарного интерьера сделать некую галерею, где и дети, и взрослые обнаружат для себя что-то новое. Понятно, что он в большей степени социальной направленности, чем художественной, и собственно моя работа выполнена в этом же ключе. Меня пригласили поучаствовать еще перед Новым годом, поэтому у меня было довольно много времени на новогодних праздниках, чтобы погулять по пространству больницы и подумать, что я могу там сделать. Мне провели экскурсию, показывали готовые объекты и помещения, где можно сделать новые работы, но выбор был не очень большим. Были холлы, и вот этот странный коридор, который, на первый взгляд, казался самым сложным. Он пустой и темный, там почти никто не ходит. Такое слепое пятно в архитектуре здания. Выделив для себя несколько более-менее рабочих мест, я вскоре одно за другим отмел. Я понял, что этот переход из корпуса в корпус может стать для меня вызовом. Я задался вопросом, что я могу сделать из этого монотонного пустого пространства. Несколько дней я размышлял и в итоге подумал, что это не только переход от точки к точке, но и переход из одного состояния в другое, и было бы неплохо замиксовать это. Я называю свой объект скульптурой, потому что это пластическая форма, которая кроме самой себя ничего не репрезентует. Мне кажется любопытным застолбить в сознании тот факт, что скульптура может быть вокруг тебя, ты можешь существовать внутри скульптурного пространства. Это иной взгляд на привычные вещи. Лампы с разными оттенками, размещены в противоположных концах коридора, их свет проникает друг в друга таким образом, что ты идешь и краем глаза вдруг замечаешь, что что-то тут не так, обычное пространство так себя не ведет. Ты можешь увидеть смешение этих двух цветов и оттенки градиентов. Например, ровно посредине коридора все эти цвета смешиваются и превращаются в странный светящийся серый цвет. Что-то не ясное происходит и это невозможно определенным образом интерпретировать для себя, но вместе с тем открывается некий новый уровень пространства, не осязаемый и не исследованный. Это главная задача всех моих художественных практик, направленная на осознание того, что не все еще понятно в этой жизни».

Ростан Тавасиев, проект «ДНК»:

«Я уже участвовал по приглашению Марины Звягинцевой в проекте «Арт-прививка», который проходил в Морозовской больнице в 2014 году. Тогда я рисовал на стенах. В этот раз Марина попросила сделать скульптуру. Особенность работы над проектом была в том, что я не видел помещение, где будет установлена скульптура — корпус не был еще достроен. По чертежам и архитектурным эскизам, было понятно, что будет высокий потолок и круглая тумба, окруженная диваном. Проект придумался и реализовался быстро, потом мы довольно долго ждали пока свою работу закончат строители. Очень надеюсь, что скульптура приносит радость и детям, и родителям. В это здание люди часто приходят со своей болью и страданиями. Ты привозишь своего ребенка в больницу, сам очень переживаешь, и ребенку больно. Мне бы хотелось, чтобы скульптура в какой-то степени отвлекала бы от этого, работала бы как визуальная анестезия. Собственно, «ARTерия» и задумана для того, чтобы привнести радость и отвлечь детей, переключить внимание. Наверное, в этом и есть смысл проекта Марины, таким образом можно принести пользу, поэтому я с радостью принял в нем участие, и с удовольствием готов участвовать и дальше в подобных инициативах. Единственное, отмечу, что в будущем хотелось бы работать вместе с архитектором, чтобы искусство внедрялось на начальном этапе проектирования. Также было бы интересно, и важно, иметь обратную связь с врачами, чтобы понять, как влияет наше искусство на детей. То есть в следующий раз было бы полезно на этапе проектирования подключить архитекторов и врачей, и развить полученный опыт».

Иван Тузов, проект «Уютная среда»:

«С самого начала мне были заданы определенные рамки. Так, например, в наличии была мозаика нескольких цветов, но такие ограничения иногда даже в плюс. Как многие художники знают, чем меньше цветов, тем гармоничнее гамма. Оставалось только выбрать тему и сюжет, который бы подходил. Милый маленький утенок это новый персонаж у меня. В теплое время года на пруду часто можно увидеть стройные ряды утят, которые плывут за мамой уточкой. Как бы сами уточки создают настроение уюта и приятной среды. Эти ощущения я и хотел передать в своей работе. Изначально я задумал одно полотно, но пространство, где предлагалось разместить работу, было довольно большим, в итоге я добавил две боковые части, и сделал триптих. Я работал дистанционно и не был на открытии проекта, но, надеюсь, детям понравилась мой триптих. Два года назад, когда формировалась первая стадия художественного проекта, мне предлагали поучаствовать, но я тогда не смог договориться, потому что не увидел интереса как художник. Там был небольшой формат с уже заданным сюжетом, и мне показалось это неинтересным. А вот нынешний опыт мне понравился, я бы еще поучаствовал в подобном проекте. Единственное, я мог бы поработать в другой технике, поскольку новая задача — это всегда интересно».

Текст и фотографии Евгения Зубченко