Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России представляет выставку архивов Сержа Лидо (1906—1984) — одного из крупнейших балетных фотографов ХХ века. В экспозицию вошло более 300 фотографий, охватывающих период с 1939 по 1983 годы, а также театральные программы, обложки журналов и книг, оформлением которых занимался Серж Лидо.
Серж Лидо (Сергей Павлович Лидов) родился в Москве. В 1924 году эмигрировал в Париж, радушно принимавший беженцев со всей Европы, а в особенности — артистов и представителей интеллигенции.
На рубеже 30-х Париж по праву являлся мировой культурной столицей, художественной лабораторией, центр которой располагался между Монмартром и Монпарнасом. Здесь творили представители знаменитой Парижской школы и находились резиденция художников «Улей» (La Ruche), общежитие «Корабль-прачечная» (Le Bateau-Lavoir), кабаре «Проворный кролик» (Au Lapin Agile), артистическое кафе «Клозери де Лила» (La Closerie des Lilas)… Здесь устраивались невероятные вечеринки и представления, зарождались и воплощались в жизнь самые смелые идеи. Здесь работали и веселились гениальные художники, режиссеры, поэты и писатели: Жан Кокто, Пабло Пикассо, Жоан Миро, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Грис, Рене Магритт, Поль Элюар, Андре Жид, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Андре Дерен, Жорж Брак и многие-многие другие.
Сергей Лидов мечтал стать фотографом. Дни и ночи напролет он бродил по городу в поисках оригинальных сюжетов, погружаясь в бурную жизнь Парижа. Его первый опубликованный фоторепортаж, отснятый на старенький Rolleiflex, родился из серии фотографий танцовщиц канкана известного кабаре «Баль Табарен» (Le Bal Tabarin). Снимки были напечатаны в журнале VU, основанном Люсьеном Вогелем, который и предложил юноше взять псевдоним «Лидо».
Однако «крестным отцом» фотографической карьеры Сержа Лидо по праву считается Жан Кокто: в 1939 году молодой фотограф обратился к нему с просьбой позировать для одного из своих первых серьезных репортажей. Эта встреча стала началом большой дружбы, которая продолжалась до самой смерти великого писателя. Кокто ввел Сержа Лидо в круг парижских небожителей, оценивших талант фотографа и в дальнейшем с удовольствием принимавших участие в его фотосессиях. Именно Жан Кокто, близко друживший с Сергеем Дягилевым, познакомил Лидо со звездами прославленной балетной труппы, после смерти Дягилева воссозданной под названием «Русский балет Монте-Карло» (Le Ballet Russe de Monte Carlo). Серж Лифарь, Борис Кохно, Антон Долин, Алисия Маркова, Бронислава Нижинская, Леонид Мясин и другие знаменитые исполнители стали друзьями Сержа Лидо — многих он сопровождал и фотографировал на всем протяжении их пути в искусстве.
Серж Лидо и его жена Ирен Лидова — балетный критик, занимавшаяся поиском и поддержкой молодых талантов, — способствовали открытию для международной аудитории многочисленных новых имен. Среди них: Ролан Пети, Нина Вырубова, Милорад Мишкович, Эрик Брун, Рудольф Нуреев, Юрий Соловьев, Марта Грэм, Майя Плисецкая… Серж Лидо и Ирен Лидова обладали уникальным ресурсом, позволявшим устраивать творческие судьбы гениев, вызывавших у них искреннее восхищение. Источником этих возможностей была многолетняя дружба с людьми, которые могли помочь становлению талантов и обеспечить их независимость. Так, Лидовы познакомили Ролана Пети с Жаном Кокто, Кристианом Бераром, Борисом Кохно, Антони Клаве, Андре Дереном, Кристианом Диором и Леонорой Фини; под влиянием Ирен выросло сотрудничество Майи Плисецкой с Роланом Пети и Морисом Бежаром, а Пьер Карден, давний друг Сержа, стал страстным поклонником балерины. Всемирная слава Рудольфа Нуреева, как известно, началась с парижских гастролей артистов балета Ленинградского театра им. Кирова. В тот ажиотаж, с которым в Париже ожидали советского танцовщика, свою лепту внесли также Серж и Ирен, знавшие о даровании Нуреева от своей подруги Клер Мотт, восходящей звезды Парижской оперы, которую в течение пяти сезонов приглашали выступать в СССР. Нуреев считался «невыездным», и для того, чтобы его смогла увидеть парижская публика, были приложены беспрецедентные усилия множества человек, включая Жанин Ринге, участвовавшей в организации гастролей театра, и министра культуры Франции, писателя Андре Мальро.
Ирен Лидова находилась у истоков многих знаменитых балетных трупп, а Серж Лидо работал в качестве их официального фотографа. Более 10 лет Лидова была пресс-секретарем легендарного «Большого балета маркиза де Куэваса» (в состав которого когда-то вошел «Новый балет Монте-Карло» под управлением Сержа Лифаря) — труппы, которой владели харизматичные меценаты Жорж де Куэвас и Маргарет Рокфеллер Стронг де Куэвас, стремившиеся возродить великолепие дягилевских сезонов. Именно в составе балета маркиза де Куэваса грандиозный Рудольф Нуреев первый раз выступал после своего нашумевшего бегства и просьбы предоставить политическое убежище на Западе.
За 45 лет фотографической карьеры Серж Лидо создал уникальную фотохронику светской и артистической жизни Парижа. Он безраздельно принадлежал этому миру, поэтому снимки Лидо, изображающие легендарных танцовщиков, режиссеров, продюсеров, актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов, так достоверны. Фотографии Сержа Лидо — «взгляд изнутри» на историю мирового искусства. Он присутствовал на премьерах культовых спектаклей и концертов по всему миру, делал фоторепортажи с репетиций, обладал привилегией проводить съемки в мастерских и грим-уборных, наблюдая своих героев в моменты отдыха и высочайшего сосредоточения. На снимках Лидо — парижские гастроли потрясающего индийского танцовщика Рама Гопала, выдающегося виолончелиста Мстислава Ростроповича, знаменитого скрипача Иегуди Менухина, автора невероятного глэм-театра Линдси Кемпа, самых известных в Париже исполнителей танца буто — Ко Муробуши и Карлотты Икеда, а также звезды итальянского кино Марчелло Мастроянни и Анна Маньяни…
С 1947 по 1959 годы Серж Лидо издавал ежегодники La danse («Танец») и Ballet («Балет») с текстами на французском и английском языках (в числе авторов был Жан Кокто); в 1960-е Лидо выпустил ретроспективные альбомы Ballet panorama («Балетная панорама», 1961) и Ballet d’aujourd’hui («Балет сегодня», 1965). В 1967 издал альбом фотографий балерины и хореографа Людмилы Чериной с предисловием Мориса Дрюона, заметками Мориса Бежара и комментариями Ирен Лидовой (Ludmila Tcherina, tragédienne de la danse). В общей сложности Лидо выпустил 26 фотоальбомов, посвященных балету.