Галерея ТНК-АРТ не часто экспонирует фотографии. Выставка современного фотоискусства с высоким уровнем работ и звёздным составом авторов — настоящее событие для классической галереи. Проект «Событие» представляет работы мастеров, давно ценимых зрителями и уважаемых коллекционерами современного искусства. Собранные в одном пространстве, они наглядно представляют идею о том, что фотография – это востребованная художественная техника, имеющая свои преимущества перед другими искусствами. Одним из них является документальность, когда произведение содержит только никем не преобразованную информацию о происшедшем. Для зрителя фотографии, это встреча без посредника с материальным следом события. Работой фотографа, намеренно избегающего цифровых манипуляций над снимком, можно восхищаться, переназывая его труд не работой, а искусством.
Авторы проекта «Событие» демонстрируют своими снимками филигранное владение временем и пространством. Для получения удачного кадра решающими становятся тысячные доли секунды, острейшее зрение и умение предугадывать развитие событий в кадре.
Эстетика документа, усиленного эмоциональностью и зрелищностью, делает фотографию влиятельной силой. Плёночный снимок Александра Шумова с традиционного Цюрихского Стрит-парада с зеваками, облепившими неуклюжие фонари на городском мосту, опубликованный в швейцарской прессе, инициировал бурные общественные обсуждения перспектив городской инфраструктуры. В результат мост был перестроен.
Александра Наану и Евгения Трипольского можно назвать, если не королями случайной уличной фотографии, то собирателями эстетических и событийных артефактов в городском пространстве.
Вивиан дель Рио — повелительница урбанистической колористики, непреднамеренно создаваемой коммунальными службами. Она называет это «бессознательной живописью», которая возникает в результате ожесточённой борьбы коммунальщиков с хулиганскими надписями на стенах домов, ограждениях и технических постройках. Вивиан дель Рио жонглирует цветовыми сочетаниями, а одетых в яркую униформу работников городских служб художница-фотограф превращает в акробатов.
Каждый из этих художников, представленных на выставке, обладает редкой способностью в повседневном хаосе разглядеть гармонию, порядок и смысл. Пятна, замечаемые Евгением Трипольским на стенах или прямо на асфальте, оказываются забавными персонажами из параллельного мира, иногда — узнаваемыми фигурками людей и зверей, а дорожная разметка — супрематическим рисунком авангардиста.
Cобытия городской среды не так уж и непредсказуемы если разглядеть в городском хаосе ритм. «Если сравнивать хаос с музыкой, это окажется джаз» — говорит своими работами романтик московских улиц и ловец невероятных случайностей Александр Наану. Вероятно, он одним из первых почувствовал, как представить на фотографиях разновременные этапы событий в пространстве.
Стасис Шакарвис использует самодельную и старинную оптику для выявления наслоений времени и событий, связанных с определенным местом и человеком. Резкое и размытое, реальность и миф, случившееся и только готовящееся произойти балансирует в его монохромных работах, затягивая зрителя в пространство мира, который автор собирает заново на своих фотоснимках.
Даниил Баюшев нашел свой подход к событию через его отражение в пластике тела. В работах автора символы финансовых потрясений начала нашего века спроецированы на обнажённое тело с помощью слайд-проектора. Зритель наблюдает, как «влияют» на привлекательность и желанность тела взлёты или падения валюты, как на романтических отношениях могут «отразиться» колебания фондовых рынков, как людей «притягивают» или «отторгают» друг от друга экономические механизмы.
В своих работах Серж Головач напоминает об исторической слоистости архитектуры, которая в наибольшей степени нам бывает заметна в путешествиях там, где мы проводим время на летнем отдыхе: серия «Ступени», Родос, Греция.
Групповой портрет в пандемию может состоять только из глаз — его автор Крис Кондратьева считает, что случайно встреченный на улице взгляд может стать важным событием в жизни человека. Скрыв свои лица за масками, люди не стали одинаковыми и для узнавания человека и понимания его чувств, эмоций и намерений достаточно увидеть его глаза.
Фотограф Ида Ручина инициировала и задокументировала перформанс виолончелиста Бориса Андрианова, исполнившего сюиту №1 для виолончели Иоганна Себастьяна Баха на Чукотке, в месте пересечения 180-го меридиана и Северного полярного круга. Звучание музыки стало невероятным событием в месте, где природные явления преобладают над тем, что произведено человеком.
Перформанс — это всегда — действие, это — часто знаковое явление своего времени. Александр Лепёшкин стал участником своего собственного фотоперформанса в последний день работы Елисеевского магазина. В какой-то момент фотосессии, фиксирующей, как на глазах у публики, пришедшей попрощаться с любимым магазином, пустеют полки, фотограф попытался уместиться на одной из них, словно в него вселился, материализовавшийся только для одного исторического кадра, дух-хранитель этого места, леший Елисеевского. Александр Лепёшкин признаётся, что задумывал выложить себя на витрину с целью заявить о себе — вдруг кому-то нужен? — чувствуя себя персонажем Венички Ерофеева — неприкаянным, внешне приличным, но выброшенным из потока регулярной жизни. Полка магазина, по его ощущениям, оказалась жёсткой как в плацкартном вагоне.
В проекте «Событие» также участвуют художники, которые не имеют непосредственного отношения к фотокамере, но как художники перформанса, являются полноценными авторами фотографий. Иногда перформанс становится событием когда художник, исследуя реальность, сталкивается с её неизменяемостью. Так происходил долго тянувшийся по времени перформанс «Морковь культурная» Елены Ковылиной. Ей пришлось выступить в роли рыночной торговки на выставке в Большом Манеже и в торговых рядах Даниловского рынка.
Длившийся несколько недель в пандемической Москве 2020 года перформанс «Народная тропа» художника Насти Беловой нисколько не шокировал горожан. «Значит, так надо», решали они, видя торжественное шествие десятка зрителей и фотографов и, если не присоединялись к нему, то провожали взглядом удаляющуюся фигуру, напоминающую мифическую Смерть с косой. Художник Виктор Рибас посчитал образ, созданный Настей Беловой, символом 2020 года и зафиксировал его с применением своей лазерной фотографической техники. Его работа «Мисс Пандемия 2020. Никогда без работы» будет представлена в проекте «Событие».
Художник Пахом (Сергей Пахомов) персонифицировал узнаваемые символы Перестройки и девяностых годов прошлого века — образы экстрасенса Алана Чумака, заряжающего воду и гипнотизёра Анатолия Кашпировского, запомнившегося фразой «Даю установку!». Галерею народных любимцев он продолжил перевоплатившись в целителея Деда Пахома. В 2015 году образ Деда получил большое признание у телевизионной аудитории телесериала «Битва экстрасенсов». Фотопроект Пахома «Заряжено добром» создан в соавторстве с художником Marinesca.
На лишённых цвета фотографиях Даниила Иванова ярко выделяются предметы декоративно-прикладного искусства. Они находятся в явном диалоге, который происходит почти через век с момента рождения стиля, их породившего. Тогда Русский Авангард — оригинальный стиль в отечественном искусстве, стал мировым трендом. Но в отличие от других больших стилей, которые повлияли на эстетику во всём мире, русский авангард остановился на монументальном. Изображения конструктивистских зданий Москвы и Новокузнецка сняты в освещении, драматически подчеркивающим не произошедшее в своё время событие. Эстетика русского авангарда в стране его происхождения не стала идеологией советского человека. Строителям революционной республики не требовались уникальные индивидуальности. Во всех сферах деятельности страны Советов победил коллективизм, массовость и одинаковость. Созданные в соавторстве Даниилом Ивановым и Алексеем Корольковым, конструктивистские объекты напоминают нам о многих несвершённых событиях и нереализованных проектах СССР, которые могли бы преобразить будущее страны, то есть настоящее время, в котором мы сейчас находимся.
По окончании выставки 23 октября 2021 будет проведён онлайн аукцион на платформе Bidspirit.ru