«Нарисуем — будем жить». В Музее Москвы открыли выставку о самых смелых идеях преобразования города.
Выставка приурочена к 30-летию Москомархитектуры и 70-летию Института Генплана
Поразмышлять над главными утопиями градостроительных планов столицы, увидеть, как рос и развивался город благодаря идеям ярчайших личностей, и помечтать о будущем предлагают в Музее Москвы.
Утопии, визионеры и творцы: выставка расскажет, оправдались ли надежды предков на облик города будущего и каким мог бы стать город, если бы сбылись мечты конструктивистов и осуществился сталинский генплан. Пространство экспозиции проходит через временной таймлайн прошлого, настоящего и будущего.
История генеральных планов развития Москвы представлена с помощью мультимедийной инсталляции, которая в доступной форме преподносит концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов. В разделе «Утопии» представят самые смелые идеи преобразования Москвы: автомобильный тоннель под Красной площадью, парящие в воздухе дома Георгия Крутикова и другие. В разделе экспозиции, посвященной творцам Москвы, можно будет познакомиться с людьми, которые создавали облик столицы.
На сенсорных столах с интерактивными играми посетителям предложат создать свой идеальный город, подобрать подходящие объекты для застроенного участка, а также пройти тест на знание различных тем из области градостроительства и архитектуры. Также гости увидят цикл документальных короткометражных фильмов, сделанных специально для выставки креативной студией «История будущего» Михаила Зыгаря. Они посвящены развитию дорожной, социальной и культурной инфраструктуре, паркам, а также событиям, которые повлияли на формирование города: переносу столицы, обводнению, пожарам, юбилеям, Олимпиаде-80 и другим.
Для экспозиции Музей Москвы предоставил более 200 объектов — архивные фотографии, негативы, литографии, гравюры и открытки XIX-XX веков, а также карты и планы застройки Москвы с XVII века до 1960-х годов. Часть из них была использована в мультимедийных роликах, а часть представлена на экспозиции. На выставке можно увидеть серию открыток «Москва будущего» 1914 года, фотографии Бориса Томбака, Александра Капустянского, Эммануила Евзерихина и других известных художников и корреспондентов, а также книги из собрания краеведа и историка Петра Васильевича Сытина.
«Москва: проектирование будущего» — визионерский проект, над которым работали председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, а также специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы, Музея Москвы и других организаций.
«Если коротко, то идея выставки — показать, что стоит за фразой «нарисуем — будем жить». Что именно нужно знать для того, чтобы иметь возможность нарисовать будущее. Потому что очень многим кажется, что все само: и дома сами строятся, реки сами текут. На самом деле проектирование города — чрезвычайно сложный набор разных компетенций. Выставка посвящена рассказу, что представляло собой управление городом при Елизавете Петровне, при Екатерине II, при царях, когда Москва не была столицей, а столицей был Санкт-Петербург, что потом стало с управлением города, когда столица вернулась в Москву, какие амбиции и вызовы были у города, какие задачи город решал, — говорит куратор выставки Дмитрий Ликин. — Главное для города сейчас — то же, что и у последнего феерического генплана Москвы 1971-го года, а именно — люди. Вот если сталинский генплан главной ценностью видел обслуживание идеологии, причем идеологии вертикали, то хрущевский генплан это ровно противоположная задача — прежде всего люди, которые в этом городе живут».