Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
55 актуальных событий

Андрей Сяйлев о новом проекте «Магазин коллекционер»

«Магазин коллекционер» создан художником Андреем Сяйлевым и PA gallery. Проект-манифест предлагает взглянуть на отношения искусства и капитала в форме игры.

Андрей, расскажите, как начался проект «Магазин коллекционер»?

Андрей Сяйлев: Этот проект начался и развивался вполне последовательно. Он целиком вытекает из моих предыдущих работ и проектов. Его основа немного дзенская, когда вещи или объекты, или цитируемое предстают зрителю в рекурсии, заковыченные сами в себе. Я часто использую этот прием в других работах. И здесь все эти означаемые, будь то живопись, картина, скульптура, магазин, в котором все это находится – они как бы цитируют сами себя, и мне это дает возможность говорить не от своего лица, а создавать некую критическую дистанцию и конструировать эту структуру, пространство между.

Для меня важно было использовать эстетику, которая однозначно считывается. Здесь речь идет о взаимодействии между «двумя», например, искусством и капиталом, товаром и потребителем, коллекционером и художником или галеристом, между субъектом и объектом. Обращение к этой эстетике и отношениям не ново, что-то из того, что представлено в проекте, в той или иной степени, уже было у других художников, и в этом плане я не претендую на какое-то откровение. Расфасованный в шары воздух делали и до меня. Все эти цитаты важны как инструменты для сообщения другого типа, для этого магазина — энвайронмента.

В чем тогда главный смысл сообщения?

А.С.: Эта структура позволяет открыть два аспекта. Первый оголяет рыночные отношения между искусством и капиталом, местами парадоксальные, например, принято считать, что искусство всегда дорожает, я использовал прием с сезонными акциями, когда люди ждут скидок, у нас искусство по акции, наоборот, стоит дороже. Но, так же есть товары, которые ничего не стоят, например, предложение о продаже «текущего момента».

Второй аспект – это отсутствие эстетики исключительности, все искусство представлено в тираже, оно не стремится понравиться и не обещает своему владельцу высвечивание его уникальности или привилегированности, и, если каждый человек, по Бойсу, может быть художником, то каждый человек может побыть и коллекционером. Эта идея имеет свое развитие в «отделе одежды», где потенциальный коллекционер может упаковать себя в профессиональную униформу.

Весь проект представлен в виде игры. Экспозиция поделена на две части, первая — это витрина с манекенами, репрезентирующими «товары» магазина, которые театрально разыгрывают сцену отношений между «двумя», тут же бегущая строка с фразой «В эту игру нужно играть вдвоем» напоминает зрителю о типе отношений. Во второй части экспозиции зритель попадает непосредственно в магазин, где он может принять участие в игре. Это если говорить про метод.

Но есть еще, как мне кажется, важный момент, который проект затрагивает. После событий 2014 года, до которых рынок искусства в России, можно сказать более или менее уплотнялся, все схлопывается, экономика постепенно изолируется, вместе с ней и рынок российского искусства.
Магазин-коллекционер – это фантазия на тему того, куда весь этот контекст может нас привести. То есть это ироничное размышление на тему некой тенденции, куда рынок может вступить в поисках возможностей бизнеса, некой адаптивности.

Во время пандемии взгляды на шаткое и уязвимое положение художника разделились. Кто-то говорит, что это время возможностей, т.к. появилось множество конкурсов, грантов и т.д., кто-то считает наоборот. Есть ли связь этого проекта с пандемией? Известно, что идея для него родилась именно в этот период.

А.С.: Для моей жизни и для моего творчества случай очень важен и играет важную роль. То, что сам проект «Магазин коллекционер» будет реализован в Cube Moscow это и случайность и неслучайность одновременно. Этот проект сразу задумывался как часть определенного коммерческого пространства, где коммерческие отношения важны в идейном поле. Мы несколько раз встречались и обсуждали предварительно проект с командой PA gallery.

Возвращаясь к вопросу о пандемии, я считаю, что 2020 год был очень полезным, интересным и плодотворным для меня лично. Об этом проекте я начал думать в ноябре 2019 и в первый карантин я вообще не представлял, кому этот проект будет интересен, мир изменился, пандемия — абсолютный шок для всех. Но потом открылась новая грань восприятия реальности, и мне, наоборот, показалось, что проект может быть очень актуальным.

Пандемия погрузила всех в состояние вынужденной изоляции, но и предоставила возможность сконцентрировать внимание, высвободившееся от привычного досуга, социальной активности, на том, что художникам действительно интересно.

Как этот проект может развиваться и какое у него будущее?

А.С.: Очень хороший вопрос. В самом начале я грезил, что этот проект может быть неким манифестом, который позволит сохранить и адаптировать в своей основе матрицу отношений между художником, галеристом и «коллекционером». Матрицу, которую можно будет масштабировать.

Как в этом случае будет строиться процедура отбора и выбора новых художников? Сейчас же это работы конкретного художника, работы Андрея Сяйлева. Кто будет осуществлять отбор?

А.С.: Скажем так, сейчас это просто какие-то работы, какая-то живопись, какие-то скульптуры, задача которых высветить структуру. Кроме того, на сайте проекта даже есть пункт меню «художники», но пока он пустой.
Но, мне кажется, сейчас немного преждевременно об этом говорить, я хочу посмотреть на реакцию зрителя и сообщества.

Правильно я понимаю, что разброс цен в «Магазине коллекционер» довольно широкий? Что-то стоит 0 рублей, а что-то 50 000?

А.С.: Да, так и есть. Совершенно разные люди смогут стать частью этих взаимоотношений.

Получается, что любой художник, которого интересует тема отношений, коммерции в искусстве и развития рынка, может вам или PA gallery просто написать и сказать: «Андрей, классный проект, у меня кое-что есть для вас?»

А.С.: Наверное, для меня это стало бы самой большой наградой. Это значит, что идея сбывается, но как я уже упомянул выше, сначала хочется посмотреть на реакцию.

Автор интервью: Валерия Агафонова

Фото: Кирилл Ельцов