Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
113 актуальных событий

Андрей Сяйлев: «Стенд ArtTube Editions на Cosmoscow превратится в площадку с аттракционами»

ArtTube Editions в 3-й раз принимает участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, и в этом году публику ждет нечто неожиданное. Чтобы стать обладателем того или иного произведения искусства придется поучаствовать в аттракционах, придуманных художниками. Право на участие дает входной билет, но на каждом аттракционе действуют особые единицы обмена: удача, случай, воля или намерение потенциального обладателя искусством. Всего на стенде А7 будут представлены 16 художников, среди которых Миша Most, Людмила Баронина, Александр Голынский, Олеся Лавриненко, Елена Минаева, Женя Музалевский, Анна Ротаенко, Валерий Чтак и другие. Андрей Сяйлев, курирующий проект «Зал аттракционов», не стал в интервью ArtTube раскрывать все секреты, но кое-что все же рассказал.

Идея с аттракционами продиктована форматом мероприятия, то есть Cosmoscow это ярмарка, а на ярмарках часто можно увидеть аттракционы, или тут есть что-то еще?

Андрей Сяйлев: Здесь два момента. Во-первых, проект несет в себе, в том числе, и критический посыл. Я не раз был на Cosmoscow и на других ярмарках, и, как правило, это действительно все же в большей степени развлекательное мероприятие, а не интеллектуальное. Ты приходишь на ярмарку, встречаешься со знакомыми, покупаешь что-то, фоткаешься с какими-то работами, делаешь несколько десятков селфи. Во-вторых, что для меня намного важней, аттракционы замещают собой привычную схему — деньги в обмен на товар. Ярмарка это в первую очередь про деньги. Выгодные сделки, знакомства и потом выгодные сделки и так далее. Работать над этим проектом я начал еще в мае, в самый разгар пандемии, с тех позиций было еще совершенно непонятно, каким станет будущий мир после переформатирования. Я размышлял над этим и подумал, что, наверное, надо сделать шаг в сторону, где привычная товарно-денежная тема будет по-другому функционировать. Понятно, что в случае с ярмаркой уйти от денег совсем не получится, так что деньги присутствуют в виде платы за входной билет, который дает право принять участие в аттракционах. Уже там посетитель или коллекционер, чтобы стать обладателем тех или иных работ, должен будет оперировать валютой иного типа, при этом каждый аттракцион предполагает различный тип наличности. Например, обменными единицами на аттракционе под названием «Турник воли» станут намерение, воля и энергия, которые собственно ты готов потратить на то, чтобы владеть тем или иным произведением искусства.

Звучит интересно! Ты как-то взаимодействовал с художниками, чьи работы будут представлены на стенде? Предлагали ли они какие-то идеи?

А.С.: Конечно, я разговаривал с каждым из авторов, они предлагали свои идеи, мы обсуждали, что и как лучше сделать. Например, у нас будет аттракцион, который называется «Рука бога». В обычной жизни этот аттракцион известен как «хватайка». Все мы помним эти автоматы в прикассовых зонах в гипермаркетах или в центрах развлечений, где ты опускаешь жетончик и управляешь этой механической рукой, которая опускается и в случайном порядке что-то хватает. Оперируя случаем, можно стать владельцем того или иного произведения искусства. Этот аттракцион курирует Олеся Лавриненко, потому что ей близко это по форме и материалам. По сути это будет выставка внутри выставки.

А представленные объекты создавались специально для этого проекта или это копии, или какие-то старые работы художников?

А.С.: Почти все работы создавались специально под этот проект, большинство из них вообще появились после наших с авторами разговоров, и в течение трех месяцев художники их делали. «Место на рынке» нам расшерил проект ArtTube editions и ключевой критерий всех работ это тиражность или серийность. В этом их плюс. Искусства много и оно доступно, оно берет своей массой. Оно не единично, то есть это не некий фетиш, которым только ты будешь обладать, но от этого оно не становится хуже.

А сколько всего аттракционов вы подготовили?

А.С.: У нас их всего три, поскольку мы, к счастью или к сожалению, ограничены пространством стенда в 15 квадратных метров. Это локации, которые будут машинами по генерации иного типа обмена. Я уже упомянул центральный аттракцион под названием «Турник воли», в котором тебе нужно обменять свою физическую энергию, волю и намерение на произведения. Ты висишь на турнике и встречаешься с искусством, владельцем которого ты хочешь стать. Механика простая, ярмарочная, но в контексте ярмарки современного искусства этот аттракцион несет немножко другой окрас. Ты не за деньги висишь, а за искусство. Если говорить про «Руку бога», тут все работы находятся внутри этого аттракциона. Если в первом аттракционе речь идет о силе и намерении, то здесь в игру вступает случай, у которого, как известно, мы все в гостях. Еще один важный момент — вырученные на аттракционах деньги, в итоге будут поровну разделены между всеми авторами, работы которых принимают участие в том или ином аттракционе.

А это честно? Все художники имеют разный статус, и работы их стоят не одинаково. Или это такая форма взаимовыручки, когда художник помогает художнику?

А.С.: Вот это очень интересный момент. Мы на нем часто заостряли внимание, когда обсуждали проект, в его основе лежит идея анархо-синдикализма. Чем, например, отличаются работы художника Валерия Чтака от работ менее известного художника Дмитрия Кадынцева? В основе своей ничем. Эту идею развивает третий аттракцион, он называется «Банкомат», который придумали художники из Нижнего Тагила — группа ЖКП. Здесь ты покупаешь работы вслепую. В «Банкомат» заряжены работы различных авторов, это может быть графика, линогравюра, фотография, принты. Например, Андрей Сяйлев, Миша Most, Валерий Чтак, Иван Тузов и другие. Допустим, ты хочешь стать обладателем работы Валерия Чтака и понимаешь, что эту работу ты купишь в десять раз дороже, если будешь ее отдельно приобретать. А в «Банкомате» ты можешь купить ее за 3 тысячи рублей, именно столько стоит входной билет. Но шанс один из десяти, ты можешь купить и работу Валеры в несколько раз дешевле, но при этом тебе могут попасться и работы других авторов. Все оказываются в равной позиции.

Какие у тебя ожидания? Как ты думаешь, публике понравится?

А.С.: Посмотрим, что получится, но хотелось бы, чтобы проект стал своего рода машиной для генерации критического градуса, с сохранением здорового оптимизма, в этом его суть. Неотъемлемый «шаблонный» элемент всех ярмарок и развлекательных мероприятий это воздушные шары, у нас на стенде они тоже будут! Несколько авторов использовали воздушные шары как основу для высказывания, на которой они создали свои работы. Ты можешь купить и унести этот шар с собой, гулять по ярмарке с ним, расширяя облако воздействия проекта за рамки стенда. В общем, результат проекта непредсказуем, и именно поэтому мне интересно работать над ним. Возможно, критерием успеха будет момент, когда проект подобно «паразиту» встроится в существующую систему товарно-денежных отношений, и начнет функционировать на ее теле в своем собственном режиме. Мы не знаем, что случится, когда люди запустят эти механизмы, и захотят ли они вообще принять участие в этих аттракционах, и это скорее хороший признак.

Фото и интервью: Евгения Зубченко