Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Арт-уикенд: культурное «паломничество» в «Новый Иерусалим»

Эта новая и быстроразвивающаяся подмосковная площадка создана для тех, кто устал от городской суеты.  Музей Новый Иерусалим был основан еще в 1920 году на территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, который, в свою очередь, был основан  в 1656 году патриархом Никоном. С того момента здесь начали коллекционироваться и храниться различные предметы, в последствии вошедшие в музейную коллекцию, которая на данный момент насчитывает свыше 180 тыс. единиц. 

Недавно переехавший (в 2014 году) в новое здание музей уже устраивает выставки совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. До конца августа можно успеть полюбоваться немецким искусством XV – XVI веков практически на свежем воздухе. Выставка «Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV —  первой половины XVI века» проходит с 19 мая по 19 августа. Альбрехт Дюрер – известнейший немецкий живописец и график, крупнейший мастер ксилографии, чье имя стало чуть ли не визитной карточкой немецкого искусства в рамках западноевропейского Ренессанса. Будучи весьма разносторонней личностью, он не только внес огромный вклад в искусство ксилографии, но и написал практическое руководство по изобразительному и декоративно-прикладному искусству и собственную биографию, а также стал основоположником сравнительной антропометрии. 

Эпоха Дюрера ознаменована ярким расцветом книжной графики и ксилографии. В музее Новый Иерусалим представлены около 100 работ из собрания ГМИИ не только самого мастера, но и его современников и предшественников.

В экспозиции такие шедевры, как «Меланхолия», «Жизнь Марии», «Адам и Ева», «Апокалипсис» и другие. Можно так же увидеть произведения Лукаса Кранаха Старшего, Гартмана Шеделя и Мартина Шонгауэра.

Вадим Анатольевич Садков, куратор выставки, заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Необычайно привлекательны работы художников, в той или иной степени испытавших влияние Альбрехта Дюрера. Образный строй и стилистика картины «Хождение по водам», приписываемой Гансу Леонарду Шауфеляйну, несет на себе печать прямого влияния дюреровского искусства, в то время как «Распятие с предстоящими» (так называемая вотивная картина семьи Эйнинген-Нойнек)» кисти анонимного Мастера из Месскирха является частичной парафразой известной гравюры Дюрера.  Данное произведение вводит зрителя в круг сложных философских идей и представлений, чрезвычайно популярных среди гуманистически образованных людей эпохи драматического столкновения между ортодоксальным католицизмом и Реформацией.  Отдельную стилистическую группу образуют работы популярного в свое время кельнского живописца Бартеля Брейна Старшего («Мужской портрет») и художников его круга («Снятие с креста, с семьей поклоняющихся донаторов»). Традиционная для немецкого искусства экспрессия художественных образов органично соединилась в них с пристальным интересом к многочисленным выразительным деталям реального мира и виртуозному их изображению, позаимствованным у нидерландцев. Небольшая по размерам картина «Бегство в Египет» Монограммиста АБ является фрагментом ныне разрозненного алтаря, посвященного истории жития Богоматери или детству Христа. Другие пять его частей, также написанные на липовых досках, хранятся в картинной Галерее старых мастеров в Дрездене. 

Для самых любознательных в музее открыта постоянная экспозиция «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XX веков», экспозиция русского церковного искусства 16 — 19 веков, а также выставка картин Айвазовского.

Продолжить культурное обогащение после выставок можно на территории одноименного монастыря. Он находится в непосредственной близости к музею. Те, кто приехал на электричке, могут найти незаметную тропу по правую сторону от территории музея, ведущую прямо к монастырю, а для тех, кто приехал на собственном транспорте, и на территории музея, и на территории монастыря обустроены бесплатные парковки.

На территории монастыря располагается множество архитектурных построек, некоторые из которых были разрушены во времена Великой Отечественной Войны и восстановлены в ходе реставрации 2011—2016 года: Воскресенский собор, Колокольня, Храм Константина и Елены, Святые ворота с надвратным храмом, Трапезная с храмом Рождества Христова, Палаты царевны Татьяны Михайловны, Солодовые и кузнечные палаты и не только.

Здесь же можно прогуляться по крепостным стенам и полюбоваться пейзажем. Недалеко от монастыря располагается Скит Никона и Музей деревянного зодчества, с мельницей, часовней и крестьянской избой.

Это культурное разнообразие находится в 40 км от Москвы в городе Истра.

Объединив все достопримечательности в неспешном графике загородной поездки, можно получить новые разносторонние сведения о культуре и искусстве не только России, но и других стран, получить приятные впечатления и подышать свежим воздухом.

 

Автор статьи:
Анастасия Тимофеева