Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

Человек — больше не мера всех вещей

Итоговая выставка студентов, преподавателей и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ

Ежегодно Школа дизайна НИУ ВШЭ — образовательная институция, которая готовит профессионалов креативных индустрий по актуальным направлениям дизайна и современного искусства — проводит масштабный конкурс среди нескольких тысяч своих студентов, выпускников и преподавателей на участие в итоговой выставке с общей темой. Корреспондент ArtTube Евгения Зубченко побывала на кураторской экскурсии по выставке этого года, получившей название «В некотором царстве». В рамках текущего проекта художники, дизайнеры и иллюстраторы переосмысляют действительность с позиций постгуманизма и постантропоцентризма и занимаются поисками возможностей для мирного и равноправного сосуществования всех живых существ и сущностей, населяющих нашу планету.

Выставка «В некотором царстве» — это мультидисциплинарный проект, который объединил представителей различных направлений обучения Школы дизайна НИУ ВШЭ: от коммуникационного дизайна и иллюстрации до художников театра и дизайна среды, от геймдизайна и комикса до современных художников. Делается это для того, чтобы максимально отразить все направления деятельности образовательной институции. «Это не просто выставка как набор работ, у нее есть и образовательный аспект, — поясняет художница, кураторка выставки, академический руководитель программы «Дизайн», координатор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Александра Кузнецова. — Когда мы придумываем и предлагаем тему, то стараемся следовать актуальной мировой художественной повестке. Чтобы принять участие в выставке нужно погрузиться в эту тему, разобраться и уже затем предложить свои работы». Изначально предполагалось, что часть выставки будет участвовать в Венецианской биеннале, поэтому тема согласуется и пересекается с темой биеннале. Напомним, что биеннале 2022 была названа «The Milk of Dreams» («Молоко грез») в честь книги Леоноры Каррингтон о сюрреалистических гибридных животных; художники в этом году осмысляют экологические и политические катастрофы и роль искусства в них.

В названии выставки «В некотором царстве» соединены два значения слова «царство». С одной стороны, это понятие из области биологии, обозначающее иерархическую ступень в научной классификации биологических видов, с другой, — метафора чудесного, сказочного мира, оптимистичного и фантастического варианта будущего. «Мы предложили всем участникам проекта поразмышлять над тем, как же мир может быть устроен по-другому, — говорит Александра Кузнецова. — Когда он равноправный, когда он учитывает возможности сосуществования человека с другими всевозможными сущностями, когда человек находится не на вершине иерархии, а становится равноправным среди других». Основная идея в том, что человек больше не центр мира, на его месте теперь нечеловеческие агенты — грибы и плесень, бактерии и вирусы, роботы, кибераватары, цифровые сети и так далее.

В проекте «В некотором царстве» есть смысловые подразделы, с которыми художники, дизайнеры и иллюстраторы работают. Разделы не жесткие, а перетекающие и дополняющие друг друга. Например, в первом зале авторы размышляют над тем, кто же такой постчеловек. Суть в том, что роль человека сегодня меняется, он может быть очень разным и, в связи с этим расширяются и представления о норме. Так, в своих работах Полина Рахмелюк, студентка профиля «Анимация и иллюстрация», расширяет представление о нормальности и, опираясь на свой личный опыт, дестигматизирует людей с инвалидностью. В качестве объектов Полина показывает чехлы, которые надевают на протез, однако она превратила их в арт-объекты с отсылками к природным формам и мотивам. Как подчеркивает Александра Кузнецова, это история не только про нормализацию телесных особенностей и их трансформацию, а также и про киборгизацию, когда тело человека может расширяться за счет цифровых и технических дополнений. «Необязательно они должны вживаться в его тело, — замечает Александра Кузнецова. — То, что мы постоянно держим один объект в руке (имеется в виду смартфон. — прим. ред.) это как раз про нашу киборгизацию. Если его у нас отнимают, мы чувствуем дискомфорт, поскольку теряем соединение с сетью».

Следом за работами Полины Рахмелюк представлена живописная серия выпускницы профиля магистратуры современной живописи Марии Поповой Мичи, которая сейчас уже учится под руководством художника Владимира Дубосарского. Ее проект отталкивается от сложной личной истории, где она размышляет о размытых и меняющихся границах того, что связано с гендером. Другие объекты, представленные в экспозиции, продолжают тему человеческой изменчивости и киборгизации, когда возможны прямые физические трансформации и метаморфозы. Например, один из участников фантазирует о том, как человек может в будущем мутировать при изменении химического состава воздуха. Часть работ про то, как цифровые среды на нас влияют, как мы мутируем, изменяемся и трансформируемся при взаимодействии с сетью, при этом наша персональность размывается. «Мне нравится, что и художники, и дизайнеры, а последних относят к прикладным специальностям, могут равноценно высказываться на такие сложные темы», — резюмирует Александра.

Еще одна важная подтема выставки — экологическая повестка. Мы привыкли все делить на живое и не живое, это упрощает наше восприятие реальности, однако такое жесткое деление может быть опасным и ведущим к катастрофическим последствиям в плане экологии. Именно об этом — о разном прочтении и форматировании отношения к живому и не живому — размышляют участники проекта в другом зале. В центре экспозиции инсталляция студентки первого курса профиля «Ивент-дизайн. Театр и перформанс» Юлии Мануиловой: фантастические существа, которые по ее задумке появились из залежей мусора. «Глобально мысль очень интересная, ведь то, что мы определяли как не живое, оно на самом деле может быть полноценным актором, — комментирует Александра Кузнецова. — При этом очень сильно влияющим на нашу действительность, и в этом смысле оно ничем не отличаются от человека, который трансформирует действительность. Мусорные массивы живут собственной жизнью, выделяют газ в атмосферу, влияют на почву». Интересно, что внешне объекты Юлии Мануиловой выглядят как причудливые вымышленные организмы, но внутри они действительно состоят из мусора. Их содержимое можно увидеть на фотографиях, закрепленных рядом со скульптурами.

Участники проекта размышляют и на тему взаимодействия человека с иными сущностями. Руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Митя Харшак вступил в коллаборацию с личинками Сормофагиды. Художник и его не-человеческие помощники создали дизайн для серии тарелок: личинки, передвигаясь, создавали узоры с помощью краски. Отмечается, что краски использовались натуральные, ни один червячок не пострадал, а после художественного эксперимента все личинки были выпущены в живую природу.

Выставку можно посетить до 4 сентября включительно. Вход свободный.