Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Что мы знаем о художнике Эгоне Шиле?

Совсем скоро состоится открытие (10 октября) долгожданной выставки графики Густава Климта и его ученика Эгона Шиле из коллекции венской Галереи Альбертина.

Густав Климт – выдающийся австрийский живописец, основоположник австрийского модерна, основатель Венского Сецессиона и журнала Ver Sacrum. Его стройные, изящные девушки, все в золоте и орнаментальных нарядах узнаются с первого взгляда, а его картина «Поцелуй» знакома всем: и профессионалам, и любителям.

Но много ли мы знаем о его ученике Эгоне Шиле, одном из ярких художников австрийского экспрессионизма?

Эгон Шиле. Фото: Антон Трчка, 1914 г.

Недолгая жизнь Эгона Шиле вписывается между двумя значимыми датами: 1890 – год смерти ван Гога и 1918 – год смерти Густава Климта. Впитав в себя наследие и опыт этих двух великих живописцев, Шиле подарил миру свое оригинальное, незаурядное искусство. Его экспрессионистическое творчество расцветет за одно короткое десятилетие, прервавшись его преждевременной смертью. История Шиле – это своеобразная сказка про Золушку – мальчик из бедной семьи сам создает себе имя, знакомится со своим кумиром, который всячески его поддерживает и делает своим фаворитом. О таком только мечтать можно!

Эгон Шиле появился на свет 12 июня 1890 года в австрийском городе Тульн-на-Дунае, в семье железнодорожника Адольфа Ойгена Шиле и его жены Марии, чешки по происхождению. Маленький Эгон с детства проявлял талант к живописи. Его мать вспоминала: «Когда ему было 7 лет, он целыми днями сидел на подоконнике и рисовал в большой тетради перроны, семафоры…» Родители не одобряли увлечение мальчика, надеялись на то, что сын сделает карьеру инженера железных дорог. Но мальчик не выказывал желания учиться; единственное, что его влекло – это живопись.

Эгон Шиле. Автопортрет с голым приподнятым плечом. 1912 г.

В 1906 году Шиле блестяще сдает вступительный экзамен и поступает в Венскую Академию изобразительных искусств. Уже тогда работы Шиле характеризуются оригинальностью стиля, и он быстро осознает, что система образования в Академии ему не подходит. Академическое образование с обязательным изучением античных идеалов красоты, было чуждо Шиле, обожавшего в то время Климта и других художников Венского Сецессиона. Шиле испытывал отвращение к академическому образованию, хоть оно и помогло довести до совершенства его талант рисовальщика. В 1909 году на 4 курсе он покидает Академию. К этому времени он уже пользуется благосклонностью Густава Климта, его кумира, который отметил «большой талант его работ». Климт любил поощрять более молодых художников, и сильно помог Шиле, покупая его рисунки. Он также вводит молодого Шиле в Венские мастерские, знакомит его с влиятельными людьми – критиком Артуром Рёсслером, Карлом Райнингхаусом, искусствоведом Генрихом Бенешем. 1909 год для Шиле был крайне плодотворным: благодаря Климту, 19-летний Шиле выставляется на международной выставке Кунстшау. Тогда же он стремится углубить тематику, которую затрагивал его кумир, обнажить стыдливую часть личности человека, изобразить душу и руководящие ею психические явления, к тому же популярность фрейдизма и психоанализа стремительно нарастала.

Эгон Шиле. Двойной портрет. Генрих Бенещ и его сын Отто Бенеш.

За совершенно короткое время Шиле становится одним из самых популярных художников Вены, его картины покупают, он участвует в выставках, получает больше заказов, и вскоре вливается в среду авангарда и элитарного искусства.

Отдельной страницей биографии художника стал роман с несовершеннолетней Валли Нойциль – музой, натурщицей и любовью всей его жизни. С ней он путешествовал по Чехии, Австрии, из-за чего слышал немало ханжеских взглядов, и тому была причина – в те времена сожительство вне брака, да и еще со столь юной девушкой было неприемлемо. Усугубляло положение художника его эротические рисунки, за которые он успел отсидеть срок. Но благодаря связям Шиле по-прежнему выставлялся: в 1913 году состоялась его персональная выставка в Мюнхене, в 1914 году его работы были представлены на «Международном Сецессионе» в Риме, Кельне, Брюсселе и Париже.

Эгон Шиле. Портрет Валли Нойциль, 1912 г.

В 1915 году Шиле женится на Эдит Хармс, жившей по соседству. В том же году его призывают на войну. Шиле, в отличие от многих его современников, повезло не служить на фронте, и относительно легко пережить войну. Последняя не помешала ему и заниматься живописью: он много пишет, рисует, участвует в выставках. Осенью 1916 года обозреватель журнала «Die Aktion» посвящает ему отдельный номер. Шиле становится все более популярным – теперь о нем говорят как о ведущем австрийском художнике молодого поколения.

Эгон Шиле. Портрет Эдит Хармс-Шиле в полосатом платье, 1915 г.

В июле 1918 года он открывает мастерскую в престижном районе Хайтцинг. Он полон замыслов, планирует писать крупноформатные работы, мечтает основать собственную школу живописи. Но этим планам не суждено было сбыться. 19 октября 1918 Эдит, которая на тот момент была на шестом месяце беременности, заболела испанкой, тогда свирепствовавшая в Европе. 28 октября она умерла.  Шиле был опустошен потерей. Вскоре он слег с той же самой болезнью и умер 31 октября 1918 года, тремя днями позже своей жены.

Эгон Шиле. Семья, 1918 г.

Яркий и непокорный художник, осуждаемый обществом, за 10 лет сделал блистательную карьеру, став главной фигурой венского художественного мира.

Стиль Шиле не поддается под определение конкретной стилистики: он остается на грани символизма и экспрессионизма. Однако, сам мастер не ассоциировал себя ни с тем, ни с другим, подчеркивая свою индивидуальность. С 1909 года он вырабатывает свой знаменитый, действительно индивидуальный стиль – нервная, хрупкая, фрагментарная линия, резкий и экспрессивный образ героев. Свои работы он подцвечивал гуашью или акварелью для моделировки тел. Часто применял оттенки охры, черного, коричневого, темно-зеленого и красного цветов. В военные годы он использовал аравийскую камедь для достижения эффекта полупрозрачности и испачканности. Нередко он растворял краску, во время высыхания которой образовывались неровности, делающие заметными мазки, от этого сама собой достигалась определенная фактурность. Все эти черты сыграли важную роль в создании невероятно динамичных, нервозных, напряженных образов.

Шиле отказывается от стандартного использования перспективы, которое дало бы логическое объяснение позам изображенных. Будучи насквозь антиакадемичным, субъективным художником, он конструирует углы и точки зрения, с которых фигуры кажутся вывернутыми, искривленными и деформированными. Тела его героев смещены относительно центра картины, расположены в неестественных позах. Они напряжены, беззащитны, искривлены, выставлены напоказ, предложены общему вниманию, одиноки. Шиле исследует тела взглядом психолога, поэтому большинство его обнаженных фигур не кажутся погруженными в свой собственный мир, он насильно пытается вытянуть из них все, что специально скрывается.

В строении шилевских тел заметна расчлененность, узловатость в конструкции и контуре, что создает особый характер ощущений – порывистый и острый. Линия, создающая материю, образует сгибы, ямы, горбы. Тела у героев Шиле состоят из мясной ткани, с жилами и связками, покрытого кожей, обрубков. Рука или нога напоминает иногда культю. Эти дистрофичные тела вызывают малоприятные ощущения и говорят об измученной, освежеванной плоти. Они состоят из тонких и хлипких костей, кожи, жил, мышц. Каждое тело в изображении Шиле нечто костное, жесткое и одновременно нечто слоистое, состоящее из грубых и одновременно нежных волокон. Телам на полотнах дискомфортно – все члены и поверхности тела не в ладу друг с другом, они скручены, все в них ерзает и давит одно на другое.

Эгон Шиле. Автопортрет

Эгон Шиле. Автопортрет в красном плаще, 1914 г.

В автопортретах Шиле придавал огромное значение исследованию своего «Я». Тут появляется тема двойственности, расщепления личности, поиск себя, выражение своего alter ego. Некоторые портреты Шиле могут напомнить портрет Дориана Грея из одноименного романа О. Уайльда. Человек и его портрет меняются местами – изображение становится истинным зеркалом личности, обнаруживающим те черты, которые спрятаны под обманчивой личиной героя. Художник фиксирует свое «Я», выдирая из себя свои комплексы, переживания, изучая темные глубины своей души с целью показать дефектность человеческой сути.

Эгон Шиле. Автопортрет в красной повязке, 1914 г.

В автопортрете 1910 года Шиле уродует себя, лишает ног и рук, изображает тощим, костистым. Его тело деформировано – где-то торчат кости, где-то впалые места. Лицо искажено в непонятной гримасе, глаза полузакрыты, ироничная улыбка корежит рот. Состояние героя, кажется, на грани смерти, его мимика говорит о безразличии к происходящему, его не волнует, что он фактически уничтожен. Художник намеренно деформирует себя, ставит в неудобное положение, сдирает фальшивый покров и обнажает нутро. Такой принцип очень напоминает состояние аутоагрессии, когда человек намеренно калечит себя, причиняет себе боль и ведет себя саморазрушительно

Такой отчаянный драматизм работ и трактовка материи в портретах характерна для всего творчества художника. Им руководит постоянное стремление разрушить привычное восприятие, и поэтому он нещадно деформирует портретируемых.

Эгон Шиле. Автопортрет, 1910 г.

Еще при жизни этого художника назвали ведущим живописцем венского модернизма, а после смерти Шиле стал национальным художником Австрии, наряду с Густавом Климтом и Оскаром Кокошкой. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков, которые хранятся в известнейших собраниях мира – в музее Леопольда, галерее Альбертина, Центре искусств Эгона Шиле в Чешском Крумлове и так далее.

Этот экстраординарный художник умел вчувствоваться, всматриваться в суть человеческой души, он стремился постичь ее тайны. Он оставил после себя большое количество работ: от ироничной графики до драматических и глубоких масляных картин. Он подарил миру искусства очаровывающую красоту нелепых и ломаных движений, наигранной театральности, болезненной плоти.

Эгон Шиле. Фото: Антон Трчка, 1914 г.

Эгон Шиле рядом со своей картиной.

Специально к приближающейся выставки мы решили подготовить несколько интересных фактов об Эгоне Шиле, которые мало кому известны:

  • В 1906 году Эгон Шиле с первого раза поступил в Венскую Академию изобразительных искусств, куда пару лет спустя поступал Адольф Гитлер, но не прошел конкурс.

 

  • Шиле никогда не использовал ластик. Если он ошибался, он просто выбрасывал лист.

 

  • Во время Первой Мировой войны Шиле служил клерком в тюремном лагере для русских офицеров. Сохранились даже рисунки, на которых он изображал русских пленных.

 

Эгон Шиле. Портрет русского пленного, 1915 г.

  • Муза и натурщица Валли (Вальбурга) Нойциль первоначально позировала для Климта. Однажды Шиле посетил мастерскую Климта, где и встретил Валли. Климт не стал препятствовать связи своего протеже и натурщицы.

 

  • Долгое время после переезда из отчего дома Шиле жил крайне бедно. При такой бедности очень трудно было удовлетворить увлечение модой. «Я носил старые вещи моего опекуна [Леопольда Чихачека], которые мне были велики. Башмаки были стоптаны, их кожа потрескалась, в подошвах зияли дыры. В выцветшую и затасканную шляпу мне приходилось запихивать газеты, чтобы она не съезжала мне на глаза. Свои воротнички я унаследовал от отца, они были слишком широки для моей тонкой шеи и к тому же слишком высоки. Поэтому, по воскресеньям или по особым случаям, я носил воротнички оригинальной формы, которые я сам вырезал и складывал из бумаги…».

 

  • Эгон Шиле – любимый художник франко-канадской певицы Милен Фармер. Она упоминает его имя в своей песне «Je te rends ton amour»:

«Je te rends ton amour

Redeviens les contours

De mon seul maître Egon Shiele …»

(пер. с фр.: «Я возвращаю твою любовь. Стану вновь контуром рисунка моего единственного учителя Эгона Шиле»).

 

  • Шиле писал стихи. Он вообще считал, что любой художник должен быть поэтом. Публикуем одно из них:

Эгон Шиле. Автопортрет, 1914 г. / Рукопись стихотворения «Автопортрет», 1910 г.

«Автопортрет»

Я живу для себя и для тех,
Кто до пьянства упивается свободой,
Для кого свобода — дар
Потому что я всех люблю, –
Люблю.

Я самый благородный
Из всех благороднейших,
И из всех, кто расплачивается,
Я расплачиваюсь больше всех

Я человек, я люблю смерть
И люблю жизнь.
(пер.  с нем. А. Бойе)

 

  • Шиле изучал поведение душевнобольных. Он вдохновлялся этой темой, делал зарисовки, сам подражал жестам истериков и шизофреников. Эти жесты Шиле понимал как средство экспрессии.

Эгон Шиле. Фото: Антон Трчка, 1914 г.

 

Для посетителей выставка откроется 10 октября 2017 года.

Автор текста: Анастасия Бойе.