Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
48 актуальных событий

Cosmoscow Art Fair 2018. Новшества этого года и итоги

9 сентября 2018 года завершилось главное событие осени в арт-мире VI-ая ежегодная международная ярмарка современного искусства  Cosmoscow Art Fair. За шесть лет активной работы ярмарка стала центром актуального искусства и составила достойную конкуренцию знаменитым ярмаркам искусства Базеля, Вены, Лондона, Берлина.

Как утверждают организаторы, количество участников существенно выросло по сравнению с прошлым годом. В мероприятии приняли участие 70 галерей из России, Бельгии, Грузии, Латвии, Норвегии, Эстонии и других стран, которые привезли работы более 250 художников. На официальном сайте организаторы заявили, что за время проведения мероприятия количество гостей достигло 19 000 человек. «Ярмарка Cosmoscow в очередной раз доказала, что рынок современного искусства в России крепнет и развивается. Мы очень довольны положительными отзывами, которые получили от галерей-участников, коллекционеров и гостей. Благодаря целому ряду кураторских проектов,  образовательных и параллельных событий мы рады отметить, что сегодня Cosmoscow – это проект, далеко выходящий за рамки единичного ежегодного смотра современного искусства, –  подвела итог Маргарита Пушкина, искусствовед, критик и основатель ярмарки.

Cosmoscow 2018. Фото: © Эхо Москвы

Музей и художник года

Музеем года по версии Cosmoscow в этот раз был выбран ГМИИ им. А.С. Пушкина, который представил свою коллекцию медиаискусства. Зрители смогли увидеть произведения признанных классиков видео-арта (Йонас Мекас, Гари Хилл, Фабрицио Плесси, Марианне Хеске) и работы художников нового поколения (группа Провмыза»), которые предлагают свой метод взаимосвязи с реальностью.

Марианне Хеске. Волшебная гора. 1985–2018. Видео-живопись. Фото: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Фабрицио Плесси. Вертикальные моря. 2018. Фото: © ГМИИ им. А.С. Пушкина

Художником года стала Таус Махачева, пришедшая на смену воронежцу Ивану Горшкову с его забавными скульптурами – реди-мейдами. Одна из самых востребованных современных художниц представила на ярмарке проект “Кольцевая” – высеченная из доломита модель несуществующей дороги, которая опоясывает гору Махнот в Дагестане. Сама художница говорит, что эта дорога является «критикующей любые притязания на территорию метафорой власти, которая, дабы утвердить господство над пространством реорганизовывает его по своим новым правилам – пролагает дорогу». По замыслу Махачевой, человек, пожелающий приобрести работу не заплатит за нее ни копейки, зато обязуется реализовать проект художницы – построить реальную дорогу вокруг горы Махнот.

Таус Махачева — художник года по версии Cosmoscow -2018. Фото: © theblueprint.ru

В Катаре тоже есть искусство

2018 год был объявлен перекрестным годом культуры Катара и России, и в его рамках на Cosmoscow открыли экспозицию катарских художников разных поколений.  «Из чего мы сделаны» («What We Are Made Of») – так называется выставка “изобразительного” искусство Катара. Почему “изобразительного” в кавычках? Вовсе не из-за крамольных сюжетов, а из-за запрета мусульманской религии на изображение божьих созданий. При всем этом идеи, заложенные в произведениях, очень ярко переданы. Это случай, когда абстрактное искусство очень «изобразительно» (выразительно). Художники (Юсеф Ахмад, Фарадж Дахам, Али Хасан и др.), демонстрируют впечатляющее развитие авангарда в художественной культуре Катара.  Просверленные алюминиевые листы и деревянные доски – это реакция художников на происходящее вокруг. В своих работах они поднимают вопросы традиций и коллективизма, отношений природы и человека, женских прав и политики. «Я думаю, это рефлексия художников на стремительный рост нашего государства. Катар развивается очень быстро, строятся небоскребы, идет подготовка к чемпионату мира по футболу-2022», – говорит Рим Фадда, куратор выставки (отдел искусство Ближнего Востока Guggenheim Abu Dhabi).

Большим сюрпризом стала вторая часть экспозиции, посвященная феминистскому искусству Катара. Да, да, феминизм добрался и до государства Катар! Наиболее значимые и активные художницы (Нур Абуисса, София аль-Мария, Бусейна аль-Муфтах, Хана аль-Саади, Аиша аль-Суваиди, Гада Хатер, Мариам Юсеф аль-Хумаид) представили свои инсталляции и скульптуры.

Экспозиция катарского искусства «What We Are Made Of» на Cosmoscow-2018. Фото: © InStyle

Экспозиция катарского искусства «What We Are Made Of» на Cosmoscow-2018. Фото: © OK!Magazine

Структура. Что нового ввели организаторы в 2018 году?

В этом году организаторы арт-ярмарки ввели три новых секции. Frame  представила галереи без постоянного пространства, Design – галереи, работающие в коллаборации с дизайнерами и представляющие объекты дизайнерского искусства и Editions, которая объединила пять московских проектов, которые занимаются тиражным искусством.

Не стоит забывать об уже знакомым нам секциях. В секции Focus в этом году оказалось современное искусство Бельгии – Artelli Gallery (Антверпен), NK Callery (Антверпен), Samuel Maenhoudt Gallery (Кнокке). Галереи сделали ставку на уже известных художников – Альберта Пеперманса, Александра Николя и Сильвана Полони, а также на установление культурных связей с Россией и популяризации коллекционирования среди молодого поколения.

Секция Past Present по традиции представила классиков отечественного современного искусства, чьи работы уже давно вошли в музейные собрания. В этом году были представлены работы Дмитрия Гутова, Андрея Филиппова, Виктора Пивоварова, Бориса Матросова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Эта секция, объясняют кураторы, нужна для того, чтобы поставить современное искусство в культурно-исторический контекст, объединить и сопоставить искусство настоящего времени и искусство прошлых десятилетий.

В секции Galleries участвовали как молодые, так и широко известные российские и международные галереи с собственным выставочным пространством. Среди них можно отметить некоторые галереи, которые привезли ART4, Галерею «Х.Л.А.М.», Галерею «Глаз», Galerie Iragui, Галерею «КультПроект», NAMEGALLERY, Orekhov Gallery, pop/off/gallery, Галерею «Веллум», VP Studio.

В зону Design попали галереи, работающие в сфере современного дизайна (галерея Эритаж, галерея Палисандр, NG Gallery, Tapis Rouge и др.), а секция Frame объединила галереи, не имеющие постоянного пространства

Впервые на ярмарке был введен сектор Editions. Там были представлены организации, которые занимаются тиражным искусством. Это, по большому счету, попытка привлечь молодое поколение коллекционеров к музейным художникам, которые делают копии своих работ (Макаревич И., Монастырский А.). Помимо таких известных организаций как Shaltai Editions, Артмоссфера, Формат Один, первый раз на Cosmoscow представил свой стенд команда ArtTube. ArtTube изначально занимался просветительской деятельностью, а с 2018 года запустил проект ArtTube Editions, который будет заниматься продажей авторских принтов и тиражных работ, отражающих эстетику современного мира. Таким образом, это не только попытка переосмысления произведения искусства во времена власти цифровых технологий, но и шанс произведениям выйти за пределы музейных пространств и онлайн-режима и оказаться в собрании начинающего коллекционера с ограниченным бюджетом.

Проект ArtTube Editions представил работы уже известных молодых российских художников: Миши Моста, Людмилы Барониной, Алисы Йоффе, Ашота Бабыкина и Александра Зайцева.

Вскоре команда запустит Интернет-магазин и работы художников станут доступны всем.

Стенд ArtTube Editions на Cosmosow 2018. Фото: © Евгения Зубченко

Работы Алисы Йоффе. Стенд ArtTube Editions на Cosmosow 2018. Фото: © Евгения Зубченко

Беседы с художниками. Каковы итоги?

В прошлом году девизом Cosmoscow был вопрос «Где революция?». Cosmoscow-2018 негласно продолжала эту линию: новые имена, новые методы, новые подходы к тем или иным проблемам.

Представленное на ярмарке, искусство совершенно разное, работы не похожи друг на друга: есть и фигуратив, и абстракция, и смешение, есть реди-мейды (хотя их очень мало в сравнение с живописью), перформансы.

В этом году упор был сделан не на новых медиа или digital-арт, которые чрезвычайно популярны, а на классические виды искусства, в частности, на живопись. Живописные работы представили многие молодые художники: О. Тобрелтус, В. Потапов, Д.  Шорин, И. Федотов-Федоров, И. Горшков, И. Гапонов, Е. Буравлева и Е. Плотников, Р. Буйновский, Д. Архипенко и др.  Не стоит забывать, что ежегодно организаторы выставляют классиков русского современного искусства, в 2018 году это были представители русского авангарда второй волны – В. Дубосарский и А. Виноградов, А. Зверев и Ю. Соостер, И. Макаревич, А. Монастырский. Это самый настоящий «красный угол» для молодого поколения художников.

К слову сказать, упор на классические виды искусства сделан уже довольно давно и многие художники долго занимаются развитием новых выходов классической живописи на плоскость.

Некоторые художники, участвовавшие в мероприятии, отметили возрождение живописи и тот факт, что искусство становится модным и популярным среди обычной публики.  Владимир Потапов (стенд pop/off/art), представивший серию «Реальности» (2018) говорил о «реанимации живописи». «Сегодня современное искусство призывает к изучению истории искусства, даёт стимул зрителю разбираться в нем, мыслить, включать голову», – говорит Владимир.

Владимир Потапов. Серия «Реальности». Стенд pop/off/gallery

Художник Егор Плотников (галерея «КультПроект») также отметил движение в сторону развития живописи. «Она [живопись] интересна зрителю, покупателю, коллекционеру. Арт-пространство слишком перенасыщено новыми медиа, поэтому очень многие пытаются работать в поле классического искусства», –  поделился художник.

Работы Жени Буравлевой и Егора Плотникова – это такой переработанный реализм, реализмом не являющийся. Их творчество можно сравнить и с «метафизиками», и «вещественниками» в некотором роде. В их работах нет присущего современному искусству синтетизма, искусственности и напускного, они возвращают к жизни. «Мы не стремимся давить на зрителя своей авторской жестикуляцией, эмоциями, мы даем ему возможность самому открыть эмоциональный потенциал, поразмышлять. И это, кстати, тоже определенный тренд в современном искусстве – не навязывать свое мнение зрителям, а давать ему через себя пропустить идею картины, услышать самого себя». Человек сейчас перегружен информацией извне, ему тяжело все воспринимать, и ему нужен какой-то проводник, чтоб ввести его в мир искусства. И таким проводником выступает художник, который делится своим зрительным и чувственным опытом со зрителем. Сейчас очень важен диалог между зрителем и художником. Художник преподносит свою идею. а зрители сами должны ее переработать, пропустить через призму своего мироощущения. Сейчас главный тренд в современном искусстве – не навязывать. Поэтому школьное «что художник хотел этим сказать» или «о чем думал автор» уже не актуально и потеряло свою необходимость.

«Наша задача – реанимировать зрителя. Ведь, например, мы смотрим произведения эпохи Возрождения и читаем Онегина как человек XXI века. И наши картины последующие поколения будут воспринимать как представители их, следующих эпох. Этот контакт между поколениями очень интересен. Для меня сейчас эта тема самая главная в моем творчестве», – продолжает Е. Плотников.

Работа Егора Плотникова. На заднем плане картина Евгении Буравлевой «Небо», 2018. Стенд галереи «КультПроект». Фото: © Е.Буравлева

Е. Буравлева и Е. Плотников на Cosmoscow 2018. Стенд галереи «КультПроект».  Фото: © Анастасия Бойе

Важным остается вопрос коллекционирования. потому что ярмарка помимо просветительской цели преследует еще и коммерческую. Искусство, безусловно, идет в массы, появляется все больше людей, интересующихся современным искусством, коллекционирование становится все более популярным и модным. Можно даже говорить о постепенной потере «классовости» коллекционирования: сейчас человек со средней зарплаты может позволить себе приобрести какую-нибудь работу Валерия Чтака по демократичной цене, принт какого-нибудь музейного художника или те же небольшие работы Е. Буравлевой и Е. Плотникова (их, кстати, часто упрекают за слишком низкие цены). Искусство становится понятным и более доступным для масс, да и само коллекционирование дает возможность общаться с самими художниками — нашими современниками, развиваться в интеллектуальном плане и поддерживать отечественную культуру. Покупая работы зарубежных авторов, мы поддерживаем имидж своей страны в арт-сфере и способствуем включению современного русского искусства в глобальный контекст. Это крайне важно.

Подводя итоги, можно сказать, что такие мероприятия, как Cosmoscow, ломают стереотип о «деградирующем» современном искусстве, а наоборот доказывает, что современные художники — это интеллектуалы, с хорошим образованием, чувством вкуса и стиля, люди, несущие правильные идеи, стремящиеся развивать интересные концепции и делать качественное, настоящее искусство. И тут речь идет о том, что настоящее современное искусство – это вовсе не провокация и эпатаж, это не паразитирование на «хайповых» темах и не рисунки менструальной кровью.

Ярмарка показала, что у нас есть хорошее искусство, хорошие художники, ее посещает много людей абсолютно разных профессий, а значит искусство не мертво!

Григорий Орехов «Агата». Стенд Orekhov Gallery. Фото: © Г.Орехов

Работы Глеба Скубачевского. Стенд галереи Askeri Gallery Фото: © Анастасия Бойе

Ольга Тобрелтус «Воскресенье», 2017. Стенд галереи Веры Погодиной.

Алексей Мартинс «Черный лес». Фото: ©  AD Magazine

Текст: Анастасия Бойе