Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
57 актуальных событий

Еда нервного человека: выставка в галерее «Измайлово»

19 ноября 2021 года в галерее «Измайлово» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «Передай соль» – проект о другом натюрморте и еде в искусстве. Почти на месяц галерея превратится в книгу о вкусной и здоровой (или нет) пище – в интерпретации современных художников. Посетители выставки смогут сравнить традиционный натюрморт с изящным завитком лимонной кожуры и дичью, и современные подходы к теме еды. О выставке рассказывает куратор Мария Сикирина:

Семен Агроскин, «На полу», холст, масло, 2011

С чего для тебя началась тема выставки «Передай соль!», была какая-то отправная точка или какой-то инсайт?

Была, но с едой она связана очень условно. Несколько лет назад у меня была идея интерактивной инсталляции, которую я так и не реализовала, да и не реализую, наверное, поэтому лучше расскажу. Некоторые инсталляции достаточно придумать, делать уже и не обязательно. Тарелка, соразмерная человеку, человек ложится на нее и выбирает гарнир из меню: скажем, картофельное пюре или гречку, а хочет – овощи-гриль. Ему подают гарнир, то есть не ему, а к нему. Гарнир приземляется на тарелку рядом, ну и там фото на память, смех и слезы. Суть, в общем, в том, что выбор у нас есть, но выбрать можно только гарнир, с которым будешь съеден. Ну а к тому, что интересно будет поговорить о еде в искусстве, я пришла года два назад. Выставка должна была состояться в 2020-м, но все планы полетели, причина известна. Прелесть в том, что эта тема вряд ли утратит актуальность.

К вопросу об актуальности: выставка проходит в галерее «Измайлово», это муниципальная галерея. Насколько понятным широкому кругу должно быть искусство, выставляемое здесь?

Это сложный вопрос, и у меня сразу два ответа. Понятность – субъективный критерий. Работая с той или иной аудиторией, мы нащупываем границы радикальности искусства, переходить которые можно, но с риском остаться непонятым. Учитывать ли это? Зависит от целей. Художник, если он не стремится продать работы или получить другие блага, учитывать ничего не должен. Куратор работает со сложной средой иначе, потому что отвечает не только за себя, но и за привлеченных художников. Показать работы там, где они заведомо будут не поняты и даже оплеваны, означает поместить их в заранее известный тебе контекст, который может быть неприемлем для автора. Иногда это оправданно, например, если такая реакция – часть арт-проекта, иногда – категорически нет. Поэтому ответов два. Ну, минимум два.

Тогда давай на конкретном примере. «Передай соль!» – это выставка для широкого круга?

Да, хотя в ней принимают участие около сорока авторов, и это в полном смысле слова современные художники. В экспозиции много живописи, цветной графики, объектов, есть большой блок видеоработ.

Еда в искусстве – большая тема. Насколько сложно или просто работать с ней?

Мы ведь никогда не работаем с таким огромным пластом в формате галерейной выставки. Это энциклопедический масштаб, и было бы самонадеянным браться за него, особенно учитывая выставочную площадь 131,5 квадратных метра. Тема действительная огромная, но это скорее питательная среда для выращивания тем. Их несколько: чувство дома и переживание неприкаянности, еда и невроз, эстетика изобильного и эстетика скудного, еда как один из языков любви, застолье, современный натюрморт. Я бы сказала, что выставка антропоцентрична в гораздо большей степени, чем можно было бы предположить, думая о натюрмортах.

Расскажи о доме и неприкаянности, как это связано с едой?

Есть еда домашняя, есть ресторанная, есть столовская, больничная, есть фастфуд, и каждая разновидность тянет за собой целый невод образов, в том числе связанных с ощущением безопасности и уюта. Для меня эта тема началась с работ Семена Агроскина «Лапша» и «На полу». На этих двух холстах нет людей, но жизнь их – есть. Обед на стройке, трапеза бедняков (хорошее, кстати, слово «бедняки»). В основном в большом городе сейчас строят те, у кого нет здесь дома, есть времянка – хостел или еще что похуже. Цепочка «еда – безопасность – ощущение дома» разрывается бесприютностью: у тебя нет угла, в который можно забиться, и есть приходится на виду у других, не семьи, не друзей, случайных людей, в случайном месте. Эта вынужденная трапеза на невыбираемых условиях – маркер неблагополучия.

А почему «еда и невроз»?

Этот поворот сюжета возник давно, но обрел форму уже в процессе отбора. У Виктории Скоробогатько есть работа с семечками и тарелкой из парадного сервиза и еще одна, из той же серии, с картошкой фри. Я подумала, что интересно будет посмотреть на еду в жизни, цитируя Карен Хорни, невротической личности нашего времени. Семечки могут быть едой очень нервного человека. Но когда тема «еда и невроз» прозвучала в open call, пришло много работ на тему расстройств пищевого поведения. Среди них – проект Натальи Горбуновой о булимии. Об этом нужно говорить, но для меня как для куратора в данном случае важно не поднять социально значимую тему, а показать сильный проект.

Наталья Горбунова, «Ты никогда не догадаешься», гипс, нити, 2021

Ты говоришь, в выставке участвуют более сорока художников. Расскажи об отборе.

Было два этапа: на первом я предложила нескольким художникам участвовать. Причем у кого-то я планировала попросить готовые работы, а кто-то и вовсе вознамерился сделать проекты специально для выставки. Потом open call. Причем он начался у меня в Facebook, а закончился в соцсетях Объединения «Выставочные залы Москвы», и результаты были удивительными для нас всех, потому что пришло более двухсот заявок. Я столкнулась с тем, что хороших работ гораздо больше, чем может вместить выставочное пространство. Так что, видимо, история может иметь продолжение.

А какие проекты делались специально для выставки?

Например, Дарья Федорова, работающая с плесенью как средой и художественным материалом, сделала серию яблок, а Дмитрий Самодин – рекурсивный объект – бутылку игристого из пробок от игристого.

Дмитрий Самодин, «Игристое», смешанная техника, 2021

Дарья Федорова, «Райское яблоко», гипс, эпоксидная смола, глина яблочный порошок, агар-агар, споры плесени 20

Планируются ли в следующем году опен коллы? Если да, то что это будут за проекты?

Да, как минимум две выставки потребуют этого вливания. Одна имеет рабочее название «Тетка обычная» и посвящена реабилитации образа тетки в массовом сознании, а вторая – о так называемом моральном устаревании, о том, как «крепкие еще» вещи и идеи выходят из моды. Мы попробуем их получше рассмотреть через оптику искусства.