Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
60 актуальных событий

«Эта история о взаимопомощи и взаимопонимании»

Старт новогоднего проекта «Подарки для друзей» в ЦТИ «Фабрика»

В эту пятницу, 23 декабря, в зале «Оливье» ЦТИ «Фабрика» состоится открытие проекта «Подарки для друзей» — выставки-продажи тиражных авторских открыток. Это совместный проект лаборатории экспериментальной печати ПиранезиLAB, онлайн-платформы по продаже тиражных изданий ArtTube Editions и маркетплейса современного искусства BIZAR. Проекту предшествовал масштабный Open Call, в рамках которого организаторы получили около 300 заявок на участие, однако из-за недавнего пожара в ПиранезиLAB проект в какой-то момент оказался под угрозой срыва. В интервью ArtTube Алексей Веселовский, основатель и руководитель ПиранезиLAB, рассказал о том, как все же удалось реализовать все задуманное, какую роль в этом сыграло художественное сообщество, а также о самом молодом участнике проекта — шестилетней Насте. Мы обратились за комментариями к сооснователю ArtTube Editions Анне Зыкиной и сооснователю BIZAR Антону Нечаеву, попросив их рассказать о том, чем еще интересны «Подарки для друзей».

Алексей, как у вас сейчас дела в ПиранезиLAB после пожара?

Алексей Веселовский: Мы потихоньку восстанавливаемся. Начинаем сейчас делать ремонт на втором и третьем этажах, а на первом — пытаемся печатать. Нам удалось запуститься лишь неделю назад, потому что почти месяц разбирали тиражи, архив, расчищали все.

Идея выставки-продажи тиражных авторских открыток появилась еще до пожара в ПиранезиLAB. Как это ужасное событие повлияло на реализацию проекта?

Алексей Веселовский: Вы знаете, на самом деле реализация проекта в какой-то момент оказалась под вопросом. Непонятно было, запустимся ли мы — и если да, то в какой момент. Как раз пожар произошел именно в тот момент, когда мы планировали стартовать с печатью. Очень сильно помогли люди, вообще все художественное сообщество, как морально, так и материально. Скинулись деньгами для того чтобы восстановить мастерскую. Собственно, благодаря этому мы в какой-то момент поняли, что проект не просто можно сделать, а необходимо. Ведь «Подарки для друзей» — это не только и не столько про продажи, про какие-то коммерческие вещи, здесь изначально был заложен более глубокий посыл. Эта история о внутренней взаимопомощи и взаимопонимании. Нам было важно понять, сколько художников осталось в России, то есть проект еще и про поиск некоей оптики границ поля искусства. Мы хотели его очертить, чтобы люди узнали, что они есть, что они все на одной волне. В итоге удалось все реализовать, у нас участвуют известные художники, менее известные, но все они в одном поле искусства.

ПиранезиLAB. Варвара Долгих

А сколько всего художников приняло участие в проекте? Может быть, вы назовете какие-то имена?

Алексей Веселовский: Диапазон имен очень широкий. Есть художники старшего поколения, например, Сергей Шутов и Леонид Тишков, среднего возраста — Владимир Дубосарский, Ольга Чернышева, более молодые — Дмитрий Кавка, Валерий Чтак. Есть и менее известные, совсем молодые, но бодрые ребята. Всех по фамилиям не знаю, но, собственно, проект был создан как раз еще и для того, чтобы лучше узнать молодых авторов. И самый младший наш участник — это шестилетняя девочка Настя, которая поучаствовала, видимо, с подачи родителей. Она прислала совершенно сумасшедшую открытку, которую мы разместили на нашей афише. Настя изобразила, как Дед Мороз дарит подарок черному пауку. К вопросу о количестве художников и работ, мы пока еще подсчитываем, потому что едут принты из Питера от галереи Community print&gallery, в Москве у нас есть партнерская студия ЛИТО, которая еще не все открытки нам предоставила и отдала. Думаю, будет порядка 70-75 тиражных открыток, а на наш Open Call отозвалось человек триста. Мы достаточно придирчиво выбирали, исходя из возможностей мастерской, многое зависело от того, сколько мы могли бы напечатать.

Триста заявок — это невероятно много! Как вам удалось за такой короткий срок выбрать авторов, с которыми вы решили сотрудничать? По каким критериям проходил отбор?

Алексей Веселовский: На самом деле, мне не приходилось организовывать подобные опен-коллы, но опыт отсматривания у меня, конечно же, был. Я сам участвовал в жюри, в различных судействах на мероприятиях, в том числе на биеннале и художественных конкурсах. Так что мы выбрали три основных критерия. Первый и чисто формальный — попадание в техническое задание. Размер, цветовая гамма, чтобы мы могли напечатать открытки определенным методом. Второй критерий уже более вкусовой, наше понимание, насколько те или иные присланные работы входят в зону искусства. Нам присылали дизайнерские открытки, такие традиционные, где были поздравления с Новым годом или с Рождеством, изображения ангелочков и тому подобное. Причем даже неплохо выполненные, но это немного другой жанр. Мы в тексте опен-колла достаточно четко прописали этот момент, и для меня было удивительно, что люди то ли не прочитали текст, то ли не поняли. Надо будет еще проанализировать и попробовать понять, почему к нам пришло такое большое количество продукции с немножко другой территории, которая относится к дизайну, а не к искусству. Третий критерий — сам сюжет. Если человек показывал какую-то интересную работу, но она не укладывалась в технические рамки, мы просили переделать. Мы максимально взаимодействовали с авторами.

Community print & gallery. Екатерина Романова

Алексей, а можете рассказать о самом формате выставки. 23 декабря состоится открытие, а это однодневное мероприятие или выставку можно будет посетить и в другие дни?

Алексей Веселовский: Нет, не однодневное. На следующий день после открытия, то есть 24 декабря, там же, на «Фабрике», состоится «Черный рынок». Маркет, который добавится к выставке. Это локальное событие Бауманского района, поскольку здесь проживает очень много художников, у них тут свои мастерские. Большое художественное комьюнити, которое окормляется «Фабрикой». И я тоже его часть. Для меня это очень важно, поэтому мы задумали такой местный предновогодний локальный праздник. Опять же, про комьюнити и взаимопомощь: ребята без всяких просьб с моей стороны решили организовать сбор средств в помощь нашей мастерской после пожара. Я им очень благодарен. Это лишний раз говорит о том, что внутренняя солидарность и потребность в поддержке существует, что очень здорово. А сама выставка провисит довольно долго, до конца новогодних каникул как минимум.

Изначально планировалось, что открытки также можно будет приобрести онлайн, не только на выставке. Эта инициатива пока в процессе реализации? Я еще не видела информации или ссылок, где можно онлайн посмотреть открытки.

Алексей Веселовский: У нас все смазалось из-за этого пожара. Мы затянули со сроками производства, не могли печатать. Мы планировали сначала вывесить все онлайн, чтобы открытки стали доступны для просмотра. Хотели реализовать задуманное на площадке BIZAR — это мощный агрегатор, посвященный современному искусству. Пока не получилось сделать все именно в такой последовательности, но открытки, конечно же, будут представлены онлайн. В работе с печатью авторских принтов есть своя логистика: сначала, собственно, надо напечатать, потом автор должен подписать работу, и уже после этого мы можем где-то разместить принты. Сейчас, как я уже говорил, мы еще ждем, когда к нам приедут оставшиеся работы и когда все художники их подпишут. А затем мы спешно будем выкладывать на BIZAR. Они сделают отдельный раздел, он будет в доступе целый год. И мы создадим отдельный раздел с открытками на нашем сайте ПиранезиLAB.

ПиранезиLAB. Марсель Ялалов

Анна Зыкина, сооснователь онлайн платформы по продаже тиражных изданий ArtTube Editions:
«Подарки для друзей объединяют как уже заслуженных авторов, так и совсем молодых художников, которым особенно нужно внимание зрителя и признание. Проект задумывался как история, приглашавшая художников к созданию работ, которые воплотят аутентичную авторскую стилистику и лаконичное предпраздничное послание. Мы были рады присоединиться и поддержать такую интересную инициативу. Кроме того, фонд поддержки современного искусства «СФЕРА» выделил грант на реализацию отобранных в проекте авторских открыток. Мне очень нравится, что в итоге получилось. В результате нашей совместной работы родилась обширная коллекция уникальных открыток, из которой каждый может выбрать настоящий ценный подарок для себя и близких.

Антон Нечаев, co-founder BIZAR:
Маркетплейс BIZAR бы задуман для того, чтобы сократить дистанцию между любителем искусства и художником. А еще — дать молодым авторам простой и не затратный способ показать свои работы широкой аудитории и получить свои первые продажи. Поэтому проект, задуманный Пиранези LAB, нам максимально близок. Как и идея на этот Новый год переизобрести потерянную сейчас, но очень добрую и уютную традицию дарить открытки. Мы рады, что можем стать цифровым домом для всех работ, которые не успеют найти покупателя за время оффлайн-ярмарки, и будем рады, если такие комбинированные «онлайн-оффлайн» мероприятия станут регулярными.

Беседовала Евгения Зубченко