Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
57 актуальных событий

«Это шаг в сторону города будущего»

Кураторы Generative gallery Иван Нефедкин и Анна Смирнова о проекте «Мегалополис»

На протяжении месяца москвичи и гости столицы имели возможность увидеть выставку цифрового искусства, которая демонстрировалась на одном из крупнейших городских медиа фасадов площадью полторы тысячи квадратных метров. Проект, реализованный Generative gallery, получил название «Мегалополис», и включал в себя около 20 работ известных российских и зарубежных диджитал-художников. Трансляция проходила ежедневно в течение одного часа на публичном экране, размещенном на фасаде ТРЦ «РИО». Кураторы Generative gallery Иван Нефедкин и Анна Смирнова рассказали в интервью ArtTube о плюсах и минусах подобного формата, а также о дальнейших перспективах развития цифрового искусства в городском пространстве.

Расскажите, пожалуйста, как возникла идея подобного проекта? Опирались ли вы на какой-либо международный опыт?

Иван Нефедкин: Идея проекта возникла давно. Еще до появления тренда на цифровой паблик-арт по всему миру, более десяти лет назад студия Radugadesign, из которой возник проект Generative gallery, работала с городскими поверхностями и активно занималась мэппингом (проекционная графика на архитектурные строения). В последние годы на замену мэппингу в городское пространство пришли LED-экраны, которые в основном используются для рекламы, но также существует множество инициатив и проектов, транслирующих цифровое искусство на медиа-фасадах. Среди них Times Square Art Moment (New York), Circa Art (London), Neoshibuya TV (Tokyo). В Москве «Мегалополис» — первый проект такого масштаба и мы долго шли к этому. Поначалу владельцы экранов не понимали, зачем им диджитал арт, и был очень слабый отклик на нашу концепцию, но, к счастью, удалось найти неравнодушных партнеров, погруженных в мировой контекст.

Какие задачи вы ставили перед собой в качестве кураторов?

И.Н.: Мы назвали выставку «Мегалополис» в честь урбанистического термина, обозначающего слияние больших городских агломераций. По факту, мы уже живем в мегалополисах, та же Москва с ее пригородными территориями, входящими в состав города — не исключение. Города разрастаются, захватывают новые территории и неизбежно меняют среду обитания человека. Культура городов также меняется, становясь все более технологизированной, и использование экранов для трансляции искусства это шаг в сторону среды города будущего, где в повседневности горожан появляется все больше и больше гаджетов и виртуальных объектов, ее пронизывают алгоритмы, сети, массивы данных. Одной из задач выставки было продемонстрировать размышление на тему того, каким может выглядеть подобный город будущего, в котором на самом деле мы живем уже сейчас. Для этого мы пригласили художников поразмышлять об облике мегалополиса, его обитателях, образах. Еще одна задача выставки — встроить в городское пространство искусство, гармоничное городской среде и вдохновленное ей.

Экспозиция включала около 20 работ известных российских и зарубежных диджитал-художников. По какому принципу вы приглашали авторов?

Анна Смирнова: Эту выставку мы рассматриваем прежде всего, как паблик-арт проект и нам было важно привлечь внимание публики, которая до этого не была знакома с цифровым искусством. Поэтому мы отбирали работы наиболее ярких и актуальных представителей этого направления, подходящих тематически. При этом мы старались сделать выборку разнообразной и включить в состав участников не только известные имена, но и начинающих авторов. Хотя для большинства зрителей имена художников скорее всего будут неизвестны, так как цифровое искусство все еще остается отчасти андеграундным направлением арт-сцены, но такие выставки как «Мегалополис» — признак того, что эта ситуация наконец меняется.

Художники присылали готовые проекты или создавали их специально для выставки цифрового искусства в Москве?

А.С.: Часть проектов была отобрана, часть создана специально (Ondrej Zunka, Alexander Abramov, Synccreation). Кроме того, все работы были адаптированы под формат экрана нестандартного разрешения. Многие проекты уже демонстрировались на других экранах за рубежом, но практически для всех авторов наша выставка — это первый опыт работы с таким масштабом. Если говорить о самих работах, то, например, Dirk Koy использует городские паттерны как основу для своих сюрреалистических цифровых коллажей, AUJIK осмысляет градостроительство китайского Шэньчжэня как смоделированную компьютером систему, Ondrej Zinka представляет концепцию экологичного поселения будущего, а Neoliptus смешивает реальные футажи с фантазийными виртуальными объектами, создавая эффект смешанной реальности.

Работая над этим проектом, размышляли ли вы о том, что может понравиться российскому зрителю? Учитывались ли его вкусы?

И.Н.: Для нас российский зритель — прежде всего зритель, не видим смысла делать особую подборку именно для российского зрителя. В последнее время мировая культура сильно глобализирована, люди воспринимают одни потоки информации, смотрят одни и те же социальные сети и каналы, поэтому опыт и культура во многих странах гомогенизируются. Особенно это касается цифрового искусства, потому что в основном оно представлено и распространяется в онлайн-пространстве, едином для всех.

Трансляция проходила ежедневно в течение одного часа. Скажите, пожалуйста, а почему был выбран такой временной отрезок? Час, ведь, это совсем немного. Успели ли все желающие увидеть проект?

А.С.: В условиях показов на паблик экранах час экранного времени — это настоящая роскошь, за что хотелось бы выразить отдельную благодарность нашим партнерам, коммуникационному агентству Интенш. Это большой меценатский шаг в пользу поддержки цифрового искусства, ведь временной слот в час можно было бы распродать десяткам рекламодателей вместо того, чтобы передавать эфир художникам. Более того, нам повезло и навстречу пошло также правительство Москвы, которое согласовало специальные условия показа выставки на экране — в темное время суток, тогда как обычно после наступления темноты на экранах разрешена только статичная картинка. «Мегалополис» же транслируется несколько раз в течение часа, так чтобы все желающие успели посмотреть работы.

Почему был выбран именно ТРЦ «РИО»? Выбор места играл какую-то определяющую роль в реализации проекта?

И.Н.: Экран ТРЦ «РИО» — один из лучших из сети экранов наших партнеров, коммуникационного агентства Интеншн. У него прекрасное качество (4К), внушительный размер (1500 квадратных метров) и удачная локация на пересечении двух больших магистралей.

Возможно ли глубокое взаимодействие зрителя с произведением искусства в подобном формате? Или здесь не стоит такой задачи, а речь идет скорей о том, что подобные проекты разнообразят городскую среду, в том числе эстетически?

И.Н.: Повторимся, что мы рассматриваем этот проект как паблик арт, основная цель которого, во-первых, действительно разнообразить городское пространство и добавить в него ярких акцентов, а во-вторых, привлечь внимание зрителей, прежде не знакомых с подобным искусством, заинтересовать их для последующего изучения этой темы.

В чем преимущества/недостатки у подобного формата по сравнению с традиционным галерейным пространством?

А.С.: Преимущества находятся там же где и недостатки. С одной стороны, на публичном экране проект становится доступными наиболее широкому зрителю, но в то же время такой формат подразумевает отказ от аудио-сопровождения работ, которое не менее значимо, чем визуальный ряд. Тем не менее, это один из возможных форматов трансляции и экспонирования цифрового искусства, который мы тестируем и изучаем в проекте Generative gallery.

Расскажите, пожалуйста, о планах Generative Gallery на этот год. Какие еще вы готовите проекты, планируете ли вы проекты, аналогичные выставке «Мегалополис»?

А.С.: Нам поступают запросы на аналогичные проекты, и мы всерьез задумываемся о том, чтобы продолжить работу с выставками на медиа-экранах, возможно в немного измененном формате. Кроме того, до конца февраля проходит иммерсивная выставка на площадке Theatre of Digital Art в Дубае, в рамках которой представлены семь международных художников и отдельный шоукейс современных авторов, которые работают с NFT. Также на март этого года у нас запланировано открытие собственной площадки Generative gallery, подробностями о которой сможем поделиться чуть позже. Следите за обновлениями!

Как вы видите дальнейшее развитие цифрового искусства в городском пространстве, если попробовать заглянуть в ближайшее будущее?

И.Н.: Цифрового искусства в городском пространстве становится все больше и это позитивная тенденция. Скорее всего, развитие цифрового искусства будет происходить в смешанном phygital (physical +digital) формате, а в городской среде будут задействованы технология AR, медиа-фасады, публичные мультимедийные инсталляции, объединяющие медиа с архитектурой и пространственными решениями.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии предоставлены Generative gallery