Московский музей современного искусства и музей Вадима Сидура представляют совместный проект художников Анатолия Осмоловского и Александра Голынского «Мягкая грань». Название выставки является отсылкой к направлению «Живописи жестких контуров» (Hard-edge painting) — практикам геометрической и постживописной абстракции конца 50-х — 60-х годов. Ректор Института «База» Анатолий Осмоловский и его студент, выпускник «Базы» Александр Голынский, обращаются к исследованию наследия модернизма. Совместная выставка авторов — Сидура, Осмоловского, Голынского — это поиск моделей взаимодействия художников разных поколений. Выставка проходит в рамках параллельной программы 6 Московской международной биеннале молодого искусства.
Серия брезентовых чехлов, в которые Осмоловский облачает скульптуры Вадима Сидура, создана с учетом габаритов и пластики этих произведений. Подобный радикально формалистский жест автора парадоксальным образом выявляет глубокое противоречие, связанное с присутствием модернистского искусства в современном контексте. Будучи изначально созданным, чтобы говорить на языке универсальных формул и чистых форм, сегодня, оторванное от своей эпохи, модернистское искусство чаще всего забывает про первоначальные цели модернизма и сводится к иллюстрации идеологических и историко-культурных нарративов. Жест Осмоловского освобождает произведения из этого спекулятивного оборота, возвращая их к идее чистой формы.
Александр Голынский по-своему интерпретирует идею чистого восприятия формы, развивая ее в своем независимом направлении. В случае Осмоловского — одной из ведущих фигур российской художественной сцены 1990х-2000х годов — связь с советским наследием и рефлексия по поводу собственной роли в истории отечественного искусства во многом определяют его художественное высказывание. Для его соавтора из другого поколения форма, цвет и пластика первичны и представляют ценность сами по себе, вне зависимости от исторического контекста. Наслоения разноцветного целлофана, текстуры синтетических пленок, формы рулонов, их торцевые срезы — все эти элементы отсылают к эстетике «живописи жестких контуров». Одновременно работы Голынского можно соотнести и с практиками Сидура, еще с начала 70-х активно использовавшего в своих композициях индустриальные изделия и материалы.
В итоге метафизический гуманизм Сидура, метод радикального жеста акционизма 90-х, переосмысленный Осмоловским как борьба за автономию предмета искусства, и объекты Голынского, отсылающие к художественной повестке 60-х, складываются в общий контекст. В центре него — идея искусства как территории свободы.
Куратор: Анатолий Осмоловский