Сегодня, когда большая часть изображений реальности делается машинами для машин, а человечество пытается осмыслить будущее искусственного интеллекта и его значение для трансформации человеческой субъективности, название выставки Алексея Корси кажется очевидным и предсказуемым. Но оно, как и первый беглый взгляд на выставку, заключает в себе уловку, являющуюся и главным предметом исследования проекта. Машина, о которой говорит художник – это не сумма представленных им деталей или других машин и алгоритмов, созданных человеком, не инструмент, позволивший сделать идеальный градиент неба, а наш мозг, операции которого ограничены опытом и знаниями об окружающем мире, которые этот опыт программирует.
Корси – философ от современного искусства, причем философ, занимающийся базовыми категориями человеческого существования и эстетики: воля, возвышенное, механизмы символизации, реальное и абстрактное. В этом заключается редкая для сегодняшнего дня последовательность и настойчивость художника, мыслящего свою практику как единый большой проект, стремящегося облечь в форму определяющие нас явления, несмотря на одновременную неиссякаемость и кажущуюся очевидность их смыслов. Главный лирический герой художника (пусть мы никогда и не видим его в самих произведениях) — человек, растерянный перед лицом сложности устройства мира, которая только нарастает с увеличением наших знаний о нем. Центральная же задача практики Корси состоит в постановке вопросов, а не в создании материальных объектов.
Идеальные, выглядящие абсолютно нерукотворными детали неопознаваемого механизма на стене — не намек на технический прогресс или коллапс, а, почти в буквальном смысле (за счет хромированной поверхности) – зеркало наших когнитивных способностей, обнажающее «конвеерность» нашего восприятия. За счет блеска, симметрии, нарочито демонстрируемой функциональности ( у деталей нет «художественных» креплений или других чуждых функциональному применению добавочных элементов) Корси обманывает сознание зрителя, преобразующее чистую абстракцию в элемент некоего механизма, а их совокупность в некий «скелет» неизвестной машины.
Серия «Арки» работает с тем же механизмом нашего сознания, однако производит не целое через части, а наоборот позволяет зрителю «произвести» пространство путем деления бесконечности, ведь именно путем разграничения мы выстраиваем свою систему координат. Корси располагает арки на пути зрителя к другой части экспозиции, однако не задает точных правил поведения, оставляя их на усмотрение зрителя.
Шелкографии из серии «Машина порядка» также работают с «очеловечиванием» пространства, примирением его с нашими когнитивными способностями и привычками. Работы, созданные на пределе возможностей медиа, напоминают созданный Орасом Бенедиктом де Соссюром во второй половине XVIII века цианометр, позволявший определить пятьдесят три цветовых нюанса неба путем сопоставления неба перед глазами экспериментатора с таблицей образцов.
Создавая абстрактные работы, Корси на самом деле конструирует высказывание о «человеческом» — возможностях и недостатках нашего мышления, главного автора нашей картины окружающего мира, в которой всегда что-то остается за границей видимого.
Анна Журба