Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Алины Десятниченко «Комментарий к сообществу, или Как завоевывать друзей», которая является вторым проектом программы ММОМА «Фотография / Комментарий».
Алина Десятниченко – художница и фотожурналистка, работающая в жанре документальной и репортажной съемки, в творческих проектах занимается изучением ряда социальных вопросов. Базой всех ее проектов является корпус фотографий, созданный в ходе общения с представителями какой-либо социальной группы. На выставке в ММОМА «Комментарий к сообществу, или Как завоевывать друзей» представлены сразу несколько проектов художницы, самый ранний из которых завершен в 2015 году. Большинство из них обращаются к жизни разного рода закрытых сообществ, часто — политически консервативного толка: монахини монастыря под Ростовом-на-Дону, трудники, пытающиеся изменить свою жизнь в мужском монастыре, шаманы Прибайкалья, а также дальневосточные и кубанские казаки. Именно последние стали ключевым сообществом для исследований Алины Десятниченко, которая сама живет на Кубани, последовательно изучает историю местного казачества и его современное состояние. Итогом этого анализа стала серия фотографий «Я – казак». Другой проект – «Школьный дневник» – посвящен формальному сообществу, образовавшемуся в лицее-интернате педагога-экспериментатора Михаила Щетинина в поселке Текос под Геленджиком, где подростки обучались в рамках идеи «возрождение Руси с домашним укладом». В фотокнигу серии включены и переписки с сотрудницами закрытой школы, которые показывают, с какими сложностями коммуникации столкнулась художница во время подготовки проекта. Экспозиция Алины Десятниченко всегда включает дополнительные объекты и элементы, изменяющие стандартное восприятие фотографии зрителем и уточняющие социальный или политический контекст.
Позиция художницы-исследовательницы по отношению к объекту съемки, будь то сообщество или человек, обусловлено дистанцией, которую необходимо соблюдать с людьми и их привычной средой. Парадокс одновременного взгляда изнутри и извне отражен на выставке с помощью специальных камер наблюдения, позволяющих создать эффект присутствия и, одновременно, дающих возможность посмотреть на объекты съемки со стороны.
Все фотопроекты в экспозиции сопровождаются схемами, которые описывают, как художница смогла проникнуть в то или иное сообщество. На выставке представлены и тексты различных этических кодексов полевых исследований: правила WorldPressPhoto и кодексы ученых, занимающихся работой с информантами. Библиотека с книгами по фотографии, также ставшая частью экспозиции, призвана обратить внимание профессионального сообщества на проблему недостаточных возможностей в области образования данного направления в искусстве. Выставку сопроводит ряд видео и аудиоинтервью Алины Десятниченко с учеными-антропологами, урбанистами, социологами и документальными журналистами.