8 июля Государственный музей Востока представляет выставку Амшея Нюренберга, приуроченную к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. На выставке будет представлено более 50 работ художника: графика, живопись, рисунки и наброски из записных книг. Экспозиция продолжает серию выставок Государственного музея Востока на тему «Художники в эвакуации». Ранее состоялись «Рахмат, Ташкент» (2010), «Азийский дом» (2015), где были представлены произведения авторов, оказавшихся во время войны в эвакуации в Средней Азии или живших там.
Выставка 2020 года построена по монографическому принципу и посвящена творчеству классика отечественного искусства Амшея Нюренберга (1887-1979). Амшей Нюренберг дважды бывал в Средней Азии. Первый раз — в начале 1920-х — Самарканде и Ташкенте, куда поехал для изучения, зарисовок и реставрации памятников средневековой архитектуры. Второй его приезд на Восток — это эвакуация в Ташкент в годы Великой Отечественной войны. Работы этого периода и будут представлены на выставке 2020 года. В основном это графика — произведения на бумаге в техниках акварели, пастели, цветного карандаша, туши с размывкой, а также два живописных этюда, выполненных маслом на картоне.
Уроженец Елисаветграда (ныне Кропивницкий), Амшей Маркович Нюренберг (1887-1979) учился у Кириака Костанди в Одесском художественном училище (1904-1910), затем продолжил образование в Париже (1910-1913), где был соседом Марка Шагала по мастерской в «Улье» — общежитии художников. Возвратившись в Одессу перед I мировой войной, Нюренберг участвовал в организации группы «Общество независимых» (1915) переименованной в «Товарищество независимых художников» (1918), состоящей из приверженцев французской живописи, ищущих новые пути в искусстве. Уже в наши дни их назвали «Одесскими парижанами».
В дальнейшем Амшей Нюренберг переехал в Москву (1920), сотрудничал с Владимиром Маяковским, Михаилом Черемных и Иваном Малютиным в ОКНАХ РОСТА (1920), стоял у истоков объединений художников: НОЖ (1921), «Московские живописцы» (1925), АХРР-АХР (1926-1929) преподавал в московском ВХУТЕМАСе историю западно-европейской живописи XIX-XX вв. (1923-1924). Был командирован Луначарским в Париж для чтения лекций о советском искусстве (1927-1929), где написал цикл статей о современных художниках Запада. В последующем Нюренберг жил и работал в Москве. Творческое наследие художника трудно переоценить. Кроме произведений изобразительного искусства, он оставил мемуары, размышления об искусстве, рассказы о своих друзьях — живописцах, литераторах, знаменитых современниках
Тонкие изящные рисунки художника созвучны графике старых мастеров. Лишь несколько композиций непосредственно связаны с военной тематикой. Это акварель «Начало войны» (1941), на которой изображена воздушная атака. Таков и пронзительно экспрессивный, выразительный рисунок тушью «Эвакуированные» (1941) из серии «Беженцы», где кажется все пришло в движение — и идущие люди, и словно провожающие их деревья, и облака.
В отличие от своего первого путешествия на Восток — во второй приезд в Среднюю Азию Амшей Нюренберг практически не изображал величественные памятники средневековой архитектуры. Немного в произведениях художника этого времени и пустынных мест восточного города. Одухотворенные пейзажи Нюренберга населены людьми и словно передают их настроение. Основной сюжетный мотив произведений — единство, сплоченность людей, помогающие пережить тяготы и тревогу военного времени. А также жизнь в гармонии с природой местных жителей с их традиционным укладом, складывающимся веками. Человек, его чувства, характер всегда были интересны художнику.
Куратор выставки: Млада Хомутова