В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Анастасии Самойловой «Зона затопления».
Анастасия Самойлова переехала в США в 2008 году. Закончив в Москве РГГУ, она поступила в магистратуру Университета Брэдли. Несколько лет жила в Иллинойсе и Массачусетсе, преподавала фотографию. Четыре года назад перебралась в Майами и полностью сфокусировалась на собственных художественных проектах.
Оказавшись в Майами, первое, на что Анастасия Самойлова обратила внимание, — это климат: тропическая жара, почти стопроцентная влажность, а также экстремальная сезонность, когда с июля по сентябрь идут ливни, дуют ветры, гремят грозы, бушуют ураганы. Исторически жители Флориды всегда селились на удалении от воды, зная о нестабильности океанских течений. В Майами, основанном в 1896 году, изначально проживало не более двух тысяч человек.
Сравнительно недавно, с появлением кондиционеров, город начал активно развиваться как курорт и туристический центр. В первую очередь это касается Майами-Бич — небольшого островного пригорода, отделенного от побережья рукотворным каналом. Туристический бум привел к строительному буму. Сейчас это один из самых известных в США курортов с престижным и дорогим жильем. Из-за глобального потепления уровень мирового океана постоянно повышается, прибрежные районы Майами регулярно затапливает, однако власти региона, экономика которого основана на туризме и девелопменте, продолжают создавать имидж туристического рая с прекрасными пляжами, пейзажами и отелями — несмотря на то, что со временем этот район рискует полностью оказаться под водой.
Анастасия Самойлова начала фотографировать город и окрестности. «Зона затопления» — визуальное исследование удивительных парадоксов, противоречий и контрастов, которыми изобилует Южная Флорида. На снимках Анастасии Самойловой Майами похож на студийные декорации: выгоревшие на солнце рекламные баннеры, зазывающие в город мечты, небоскребы и лачуги с изъеденными плесенью фасадами, буйная, сочная растительность, буквально вгрызающаяся в город корнями, яркие контрастные краски земли и домов и вода, вода, вода… «Хотя мы окружены океаном, но океана на фотографиях почти нет. Вода на этих снимках приходит на улицы и течет по ним, словно по жилам города. Она проникает в стены, проникает во все поверхности», — рассказывает автор.
«Вы не найдете здесь фотографий катастроф, — пишет теоретик фотографии Дэвид Кампани в предисловии к книге „Зона затопления“. — Анастасию Самойлову интересует нечто другое — едва уловимые знаки, предвещающие судьбу каждого из проживающих вдоль береговой линии. Каково это — постоянно находиться на острие климатического ножа? Как это отражается на психологическом состоянии?»
Проект «Зона затопления» заставляет трезво взглянуть на вещи и задуматься об ответственности. В данном случае — об ответственности политиков и девелоперов за жизнерадостные призывы поселиться в «раю», беззащитном перед природной стихией. Речь идет об ответственности человечества перед следующими поколениями, которые могут не увидеть городов, ушедших под воду, животных и растений, исчезнувших с лица земли из-за глобального потепления и изменения климата и т. д.