Мультимедиа Арт Музей, Москва в сотрудничестве с Музеем кино и Киностудией «Союзмультфильм» представляют выставку «Андрей Хржановский: мой круг», приуроченную к 80-летию выдающегося режиссера и сценариста анимационных фильмов.
В экспозицию вошли рисунки, эскизы, отрывки фильмов и рабочие материалы к ним, созданные друзьями и коллегами Андрея Хржановского, который работал с Юло Соостером, Владимиром Янкилевским, Юрием Нолевым-Соболевым, Николаем Поповым, Сергеем Бархиным и другими. На выставке также будут показаны эскизы к новому, еще не законченному фильму автора: «Нос, или Заговор „не таких“» по мотивам повести Николая Гоголя «Нос».
Андрей Хржановский — Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской, Премии Правительства Российской Федерации, предпочитает, когда его называют режиссером анимационных фильмов. Именно так — от латинского слова anima, что означает: «душа», — с недавних пор в нашей стране начали называть мультфильмы. Прежнее название происходит от латинского multus и применительно к кино может быть переведено как «искусство умножения». По мнению режиссера, «… коль скоро речь идет об искусстве, душа здесь выглядит более уместно».
В преддверии выставки Андрей Хржановский прислал нам текст, в котором он рассказывает о самых важных для понимания его творчества моментах своей биографии, событиях и встречах. Мы бы хотели привести его здесь целиком:
«„То об Пушкина, то об Гоголя…“
С детских лет я был „заражен“ искусством, еще не догадываясь о том, что впоследствии прочитал у мудрейшего Юрия Михайловича Лотмана: „Во взаимоотношениях жизни и искусства последнее надо воспринимать как высшее выражение жизни“.
Также с рождения мне повезло: все пятеро маминых братьев, две сестры и сама мама с детства обучались музыке. И хотя не все стали профессиональными музыкантами, музыка в доме звучала постоянно.
Отец же, помимо музыкальных способностей и абсолютного слуха, с детских лет, проведенных в Иркутске, обучался живописи, а, переехав в Ленинград, продолжил эти занятия, перепробовав педагогическую методику выдающихся мастеров — Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Михаила Матюшина — прежде, чем обосноваться в мастерской Павла Филонова в составе группы „Мастеров аналитического искусства“ (МАИ).
Отвечая на часто задаваемые вопросы: „Когда Вы в первый раз влюбились?“ — говорю: „В 6 лет, и потом в 12“.
Первой любовью был А. С. Пушкин. Имеется доказательство в виде портрета Александра Сергеевича, а также рисунки дуэли Пушкина, сделанные в этом возрасте.
В 1952 году отмечалось столетие со дня смерти Н. В. Гоголя. Дед подарил мне подписку и первый том сочинений классика, выпускаемых в связи с этой датой. Снимаю шляпу перед гением Толстого, Достоевского, Чехова, но Гоголя до сих пор держу на особом счету. Счастлив, что удалось потрудиться над наследием обоих классиков.
Я пришел на студию „Союзмультфильм“ в 1964 году — 55 лет тому назад. Сегодня мне 80. Если я сделал что-то неоспоримо значительное для искусства анимации, в котором работаю до сих пор, так это то, что привел в него замечательных художников — Николая Попова, Юло Соостера, Юрия Соболева, Владимира Янкилевского, Сергея Бархина, Марину Азизян… Пользуясь их дружбой и их искусством, а также используя рисунки А. С. Пушкина, Федерико Феллини и Иосифа Бродского, я сделал десять фильмов. В работе над фильмом „Нос, или Заговор “не таких”“ участвовали талантливые молодые художницы, выпускницы ВГИКа, Александра Павлова и Варя Яковлева.
Мы показываем зрителю не только готовые фильмы и фрагменты как результат нашей с художниками работы, но и заготовки, сделанные в ее процессе».
Фото: Александра Павлова. Рабочий материал к фильму «Нос, или заговор “не таких”» Режиссер Андрей Хржановский 2018. Бумага, пастельный карандаш. Предоставлено Школой-студией «ШАР»