Выставка «Ускользающая нить», которая пройдет в галерее ARTSTORY с 18 сентября по 22 ноября 2020, станет первой в России экспозицией, которая представит отечественной публике творчество молодых московских художников Ани и Андрея Абакумовых. Зрители познакомятся с необычной техникой рисования нитями – изонить (в западной терминологии «string-art»).
Стринг-арт (String Art, арт-«струна» или «веревка»), как принято считать, появился в Англии, еще в XVII веке. Есть версия, что британские ткачи создавали ажурные украшения примерно таким способом. В ХIХ и ХХ столетии к этому виду творчества также обращались, но только в контексте педагогики и дизайна.
Ани и Андрей Абакумовы впервые увидели эту технику в черно-белом исполнении. И задались вопросом: возможно ли добавить сюда цвет? До них этого никто не пробовал. Математик и программист Андрей Абакумов разрабатывает инновационный математический алгоритм, схему рисунка, готовит «холст», набивая на него гвозди. И потом Ани Абакумова часами, днями, неделями в определенной последовательности, слой за слоем, натягивает на гвозди нити, – так постепенно «проступает» изображение. Богатство тональных переходов зачастую создается ограниченным количеством цветов основы, но, благодаря наслаиванию, палитра художника значительно расширяется и усложняется. В этой точке соединяется современный метод – создание виртуального алгоритма – и традиционный ручной труд – плетение. На небольшие круглые картины уходит около четырех километров нитей, а на более масштабные произведения – до 20 километров.
Как и полагается начинающим художникам, первыми работами Абакумовых стали копии известных мастеров. В частности, столь любимых авторами британских художников-прерафаэлитов, которые, кстати, нередко пользовались фотографиями как подготовительным этапом для создания картин. Главными источниками вдохновения для Абакумовых стали «Леди Лилит» Данте Габриэля Россетти и «Dolce far niente» Джона Годварда. Как объясняет Ани Абакумова: «Эти картины настолько эмоционально наполнены, что прорисовывать их нитками вдвойне интереснее… С детских лет нас бесконечно мучают социальные обязательства и внутренняя тревога (школа, институт, работа, семейные проблемы, или в целом обстановка в мире). …Когда я увидела картину «Dolce far niente» («Сладкое ничегонеделание»), то почувствовала эту беззаботность и очень часто возвращалась к ней, чтобы на миг испытать это ощущение. И, в первую очередь, я хотела создать некую картину с терапевтическим эффектом. Как Матисс, который в страшные годы войны рисовал цветы и радостные мотивы. В моем понимании искусство – это не только отражение действительности, но и способ сбежать от нее, отдохнуть, восстановиться».
Работы Ани и Андрея Абакумовых не столько про женскую красоту, сколько про состояние души. Выбирая сюжет, художники отдают предпочтение тем персонажам, которые несут эмоции: спокойствие, любовь и радость. И предлагают зрителю остановиться и успокоиться, оказаться в моменте «здесь и сейчас», позабыв о бешеном ритме современного мира.
В основу сюжетов, представленных на выставке в ARTSTORY, положены образы и истории из старых фотоальбомов 1910-20-х гг. Эти альбомы художники нашли на одном из европейских блошиных рынков. Именно это подтолкнуло к новому этапу развития их творческой системы. Авторы проекта «Ускользающая нить» решили дать новую жизнь этим образам, «оживить» винтажные открыточные изображения. Они стали многослойными и сложными, но не утратили легкости и притягательности. Так в одном проекте столкнулся опыт прошлого и современное авторское высокотехнологическое мастерство.