УДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. Сессия V: Телеология человеческого. Биография, судьба, надежда, вера. Выставка «Биография. Модель для сборки»
Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) и Еврейский музей и Центр толерантности представляют пятую сессию масштабного междисциплинарного проекта «Удел человеческий», который разворачивается на протяжении семи лет на крупнейших музейных площадках Москвы. ММОМА во второй раз становится площадкой для межинституционального проекта. В 2016 году здесь была представлена вторая сессия «Удела человеческого», которая исследовала человека в системе разнообразных аффективных связей и чувств – любви, дружбы, подозрения, отвращения. На этот раз темой для размышлений стал феномен биографии – ее место и значение в современной культуре. Представленная в рамках этой сессии выставка «Биография. Модель для сборки» демонстрирует видео-работы, инсталляции, фотографии, объекты и скульптуры 14 художников со всего мира. Часть произведений создана специально к проекту в ММОМА.
Выставка, название которой позаимствовано у биографического романа Хулио Кортасара, предпринимает попытку отразить целый ряд основных парадоксов, составляющих в своей совокупности суть феномена биографии. Экспозиция организована так, что каждый художник получил в распоряжение целый зал, чтобы сделать герметичное высказывание, хотя проект, тем не менее, может быть разделен на несколько глав. Феномен биографии как продукта индивидуалистического общества предполагает неминуемый нарциссизм, при котором объект и субъект исследования совпадают. Этот нарциссизм, в свою очередь, предполагает и игру фантазии художника о самом себе – так, на выставке представлены проекты Павла Альтхамера и Петера Фридля, воображающих свои биографии в их еще нереализованной завершенности. Также «Модель для сборки» иллюстрирует дихотомию завершенности и статичности биографического повествования, точкой в котором обычно является смерть (например, проект Максима Шера, в котором меняться может лишь оптика взгляда, но не сама история, прочерченная курсивом) и ее процессуальности, ежесекундной способности биографии к изменчивости (проект Анри Сала о несовпадении биографии в разных точках ее отслеживания). Биография подразумевает определенную монументальность, однако тон выставки далеко не всегда столь серьезен: Сергей Братков раскрывает свою жизненную историю через борьбу с вредной привычкой курить, а Марко Мяетамм последовательно архивирует сцены и курьезы своей повседневной семейной жизни. Выставка развивает своеобразную топонимику феномена биографии: автобиографичность (проекты Недко Солакова, Жанны Гладко и Баби Бадалова), выдуманные биографии и идентичности (проект Роее Розена), биография как часть большой истории (работы Амалии Ульман и Даниэлы Комани) и как история семейная или групповая (проект Воробьевых). Биография, безусловно, является определенным конструктом (к этому факту отсылает и само название выставки и финальная ее работа – проект Ольги Чернышевой), но конструирование также может происходить по целому ряду сценариев: от фикции до своеобразной археологии, от формального жизнеописания до глубоко личного повествования от первого лица.
Художники-участники выставки: Недко Солаков, Баби Бадалов, Сергей Братков, Петер Фридль, Даниэла Комани, Анри Сала, Амалия Ульман, Ольга Чернышева, Роее Розен, Виктор и Елена Воробьевы, Марко Мяетамм, Жанна Гладко, Павел Альтхамер, Максим Шер.