Пятый юбилейный благотворительный аукцион современного искусства Off white, куратором которого впервые выступил галерист и независимый куратор Леопольд Тун, объявляет полный список лотов. В число лотов вошли работы таких известных и молодых художников, как Такаси Мураками, Дэн Флавин, Мариано Виванко, Аугустас Серапинас, Ольга Чернышева, Николай Кошелев, Таус Махачева, Александра Сухарева, Евгений Антуфьев, Александра Паперно, Елена Попова, Евгений Гранильщиков, Андрей Кузькин и другие.
Смысловое разнообразие темы аукциона, сформулированной как «свет/light», позволило выделить четыре группы лотов, объединенных единым пониманием этого слова: свет как символ пространства, жизни и трансцендентности; свет как аллегория политической обстановки; свет как физическое явление и природная сила, которая стимулирует зрение и делает вещи видимыми; свет как изображение социальной ситуации. Границы разделов постоянно размываются, поскольку большинство работ одновременно апеллирует к нескольким значениям.
Аукцион Off white продолжает начатое в 2017 году сотрудничество Фонда Cosmoscow и аукционного дома Phillips. Как и в прошлом году, все вырученные средства будут направлены в Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow.
Часовым партнером аукциона станет бренд эксклюзивных спортивных часов категории люкс Officine Panerai, исторически связанный с темой cвета. Officine Panerai являлся поставщиком королевских ВМС Италии, производя для них часы, важной особенностью которых было обеспечение идеальной считываемости показаний в любых условиях, благодаря использованию специального люминесцентного состава. В рамках предаукционного показа Panerai впервые представит в России модель L’Astronomo — Luminor 1950 Tourbillon Moon Phases Equation of Time GMT Titanio 50мм.
КОСМОС И ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ
Такаси Мураками часто использует узнаваемую иконографию со ссылками на современную японскую культуру. Изображенные на литографии «А затем х6 красный; А затем х6 синий; А затем х6 желтый» (2013) фигуры отсылают к внеземным цивилизациям, обыгрывая светоотражающее свойство гладкой веленевой бумаги. Получивший образование художника-монументалиста Николай Кошелев окончил факультет монументальной живописи МГХПА им. С. Г. Строганова. Переход от монументализма к холсту способствовал созданию уникального художественного языка. В работе «Индика/сатива» (2017) крупные черные мазки соседствуют с элементами, вызывающими у зрителя ассоциации с ночным небом. Для легендарного проекта «Обсерватория», проходившего в 2016 году в удаленной горной обсерватории в Карачаево-Черкесии, екатеринбургский уличный художник Тимофей Радя поднял в звездное ночное небо монументальную неоновую надпись «Они ярче нас» (на торги выставляется одноименный снимок 2016 года). В 1992 году на заседании Международного астрономического союза в Риме было принято решение признать несуществующими и упразднить более пятидесяти созвездий. Именно этот список лег в основу проекта Александры Паперно, тщательно воссоздавшей на бумаге карты бывших созвездий (на торги выставляются четыре акварели 2017 года). Икона Николая Чудотворца конца XIX века является ярким образцом русской иконописи своего времени. Отражающийся от позолоченного фона свет выстраивает дополнительное измерение в восприятии иконы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АЛЛЕГОРИЯ
Серия работ Михаила Толмачева «Ожидая движение» (2011) основана на засекреченных кадрах массового расстрел более десятка граждан Ирака американскими войсками, опубликованных Wikileaks в 2010 году. Увеличенные и пикселированные черно-белые изображения представляют собой снимки с экрана, на которых военнослужащие, находящиеся в ожидании движения на улице, идентифицировали потенциальные средства вооружения. В качестве одного лота на торги выставляется фото-триптих «Без названия» (2017) и снятое на телефон видео «В предрассветный час наши сны становятся ярче» (2017) Евгения Гранильщикова. В работах художника визуальная поэзия, вымысел и документалистика растворяются друг в друге, порождая многослойные ассоциации как с личной, так и с общественной историей. В работе Таус Махачевой «Усилие» (2010) ставится под сомнение роль художника в современном обществе. Попытка сдвинуть с места массивный валун, закрывающий собой солнечный свет, оказывается титанической, невыполнимой задачей. Художественная практика самого заметного литовского художника своего поколения Аугусата Серапинаса зачастую направлена на переосмысление социально значимых пространств. В случае с работой 2018 года «Без названия» он защищает сараи, которые оказались заброшенными вследствие массовой эмиграции, начавшейся в Литве после вступления в Евросоюз в 2004 году. Жизнь сталинского ампира была очень коротка. Уже к концу 1950-х годов, с началом эпохи массового промышленного строительства, он не просто вышел из моды, но и начал подвергаться критике. Выставляемая на продажу лампа 1930-х годов представляет собой редкий и яркий образец этого направления.
ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Используя оригинальные технологии XVII века для изготовления зеркальных поверхностей, Александра Сухарева создает причудливые рисунки на стеклянной поверхности. Одна из таких работ под названием «Псевдоморфоза» (2018) выставляется на аукцион Off white. Фототриптих Евгения Антуфьева «Без названия» (2017) визуализирует три вида света: естественный свет, проникающий через окно в его комнату в Москве, искусственное освещение на футбольном поле и блик на мраморной поверхности в московском метро. Тема перехода из одного физического состояния в другое присуща всему творчеству художника, чья персональная выставка откроется этим летом в Палермо одновременно с «Манифестой». Елена Попова создает сложные картины, уделяя особое внимание материалам. Написанная вручную серия «Параметрические картины» опирается на математическую точность композиций. Посредством скульптуры, живописи и неона Леван Миндиашвили исследует переходное состояние современных социальных форм, как это происходит и в случае с работой «Без названия» (2017). Американский минималист Дэн Флавин по праву считается отцом световых инсталляций. На торги выставляется его «Тондо “Гуггенхайм”: две работы» (1994) – произведение, состоящее из двух круглых цветных объектов, выполненных из бумаги ручной работы в технике меццо-тинто.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Мариано Виванко – один из ведущих современных модных фотографов, с портретами, цветами и обнаженной натурой. Предлагаемые в качестве одного лота работы «Одинокий мозг, Лондон» (2015) и «Кокошник I» (2011) являются ярким примером чувственного и непосредственного стиля Виванко, сделавшего его одним из самых востребованных фотографов современности. Фотография «Кокошник» была создана сразу после окончания съемок в Москве: когда оборудование было уже упаковано, Виванко решил сделать снимок, используя естественный свет, пробивающийся в студию через окно в пасмурный день. Монументальная инсталляция Натальи Зинцовой «Близкие люди» (2016) из сорока четырех демонтированных лифтовых панелей и зеркала. Следы человеческого присутствия — от царапин на зеркале до надписей на деревянных панелях — становятся свидетельством эмоционально заряженных социальных ситуаций, сопровождающих нас в повседневной жизни. Ольга Чернышева зарекомендовала себя как проницательный наблюдатель повседневной жизни в России. На акварели 2018 года «Москва-река» изображены два человека, стоящие по колено в воде, — неприметная сцена, которая трансформируется в «поэтическое обстоятельство» благодаря тщательно прописанной игре света и композиции. В творчестве выросшего в Красноярске Алексея Мартинса Сибирь играет очень важную роль. В случае с серией «Полярники» Мартинс обыгрывает однородность неба и снега, слившихся в единый белый пейзаж, на фоне которого заметны лишь небольшие исследовательские поселки. Творчество Дениса Патракеева опирается на синтез науки и искусства. Его работа «Мира течение – 3» (2017) представляет собой разрезанный глубокими горизонтальными разломами монохромный квадрат. Патракеев исследует новый тип мифологии, в которой искусство вступает в симбиоз со стихиями природы. В монументальном фототриптихе Андрея Кузькина сведены воедино три снимка, задокументировавшие три важнейших перформанса художника. Тело художника, которое занимает центральное место во всех трех работах, открывает диалог о границах между жизнью и искусством, между человеческим телом и природой.