В Российской академии художеств открывается выставка произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Никиты Всеволодовича Медведева (1950-2018) и его супруги Татьяны Николаевны Алексеевой «Чистая живопись». В экспозиции представлены живописные работы тандема художников, проживших вместе 46 лет и работавших почти 20 лет в одной мастерской, взаимно обогащая творчество друг друга.
Высокие художественные достоинства работ одного из ведущих мастеров монументальной живописи Никиты Медведева порождены его обостренным интересом к человеку и природе. В его работах профессионализм помножен на взгляд философа и способность к оригинальной интерпретации действительности в художественные образы. Свободно ориентируясь в лабиринтах искусства от архаики до XXI века, он ставит задачу сугубо личностного постижения и отображения мира. В творчестве Медведева органично соединились разные тенденции – от увлечения искусством Древней Руси и Раннего Возрождения до французской живописной школы.
Статичность его картин призвана олицетворять устойчивость бытия, духовную устремленность в вечность, в противовес зыбкости неверия и суеты. Именно таковы произведения его «монастырского» цикла. Пережившие столетия, «глад и мор», монастыри в этих полотнах предстают символами переходящей из поколения в поколение человеческой памяти. Архитектура Кирилло-Белозерского, Никольского, Данилова, Горицкого и Соловецкого монастырей воспроизведена с исчерпывающей точностью. Все картины цикла проникнуты особым лирическим настроением и доносят до зрителя особое состояние природы и эмоций автора.
Важная глава творчества мастера — портретное искусство. Художник универсального дарования, он мастерски владеет этим жанром. Портрет у Медведева – это не изображение «вплотную» лица со всеми нюансами, но картина, в которой индивидуальные свойства модели передает вся пластика композиционного строя.
Татьяна Алексеева впервые обратилась к живописи маслом на холсте в 1995 году. Все написанные ею с тех пор картины выполнены в единой стилистике и наполнены повторяющейся от произведения к произведению образной символикой. Сказочные образы из иллюстраций художницы преобразовались в ее живописи в театрализованную игру карнавальных масок. Персонажи ее картин, облаченные в необыкновенные одежды со стилизованными под ту или иную эпоху головными уборами, интригуют зрителя, вовлекая его в свой загадочный мир, иронично играя с ним и препятствуя разгадке скрытого смысла. В череде масок отвлеченные персонажи соседствуют с конкретными персоналиями, среди которых особо заметны автопортреты самой художницы.
Живопись Алексеевой – это пространство тотального театра, стыкующего между собой Венецию и Египет, Испанию и Китай, соединяющего в своей поэтике шекспировское величие с рефлексией и стилизацией декаданса. Эволюция искусства Татьяны Алексеевой восхищает своей логикой и естественностью, поясняющими феномен позднего и на первый взгляд неожиданного рождения живописи, с самых первых шагов обретшей абсолютную зрелость замысла и отточенность пластического мастерства.