
Московский музей современного искусства совместно с MAP Collection, Эриком Шлоссером и галереей Майкла Вернера представляют первую в России персональную выставку американского фотографа Джеффа Коуэна.
Проект в ММОМА включает более 170 отобранных работ автора — размытые, туманные кадры, абстрактные коллажи, сумеречные пейзажи, которые проливают свет на творчество Коуэна. Разработав собственные принципы и техники работы с материальной поверхностью снимка, Коуэн с непреклонным эстетизмом заново обращается к археологии онейрического, к теневым образам потусторонних пространств, руины и миража. Глядя на портреты Коуэна, излучающие почти сверхъестественное свечение, зритель склонен узнать в них героев пьес Генрика Ибсена или рассказов Джеймса Джойса, чем наших современников. Недоступные, далекие, эти персонажи только усиливают театральную сценическую — или даже синематическую — атмосферу безвременья, свойственную художественному мифу Коуэна. Другая его особенность — это характер незавершенности, который всегда как один из важнейших выделяет и подчеркивает автор, постоянного процесса превращения, полумагических метаморфоз случая в событие.
Росчерки, пятна, замятия бумаги — в сумме этих приемов легко опознать эхо абстрактного экспрессионизма и одновременно наследование герметизму алхимических практик. Родившийся в Нью-Йорке в 1966 году, Коуэн начал как уличный фотограф и ассистент Ральфа Гибсона и Ларри Кларка на рубеже 1980-1990-х годов, однако впоследствии пришел к радикально иному типу художественной практики — полному отказу от всякой документальности в пользу формального эксперимента. В темном помещении проявочной комнаты он исследует воздействия разных химических составов и веществ, играет с фактурами и пластической выразительностью печати как таковой. Ручной, почти ремесленный, характер его работы рождает особое впечатление.
Вслед за персональными выставками Коуэна в Музее Людвига в Кобленце (Германия), Музее фотографии Huis Marseille в Амстердаме (Голладндия) и в Музее современного искусства в Тбилиси (Грузия), эта масштабная выставка, отчетливо демонстрирует, что его снимки существуют на стыке фотографии и живописи, коллажа и объекта. Все они так или иначе связаны с грезой о возвышенном опыте, мистическом озарении, экстазе откровения, о привилегии уязвимости, как артефакты, сувениры, свидетельствующие о впечатлениях — реальных или померещившихся в долгом путешествии.
Специально к открытию проекта выпущен одноименный каталог.
Московский музей современного искусства ММОМА на Петровке
г. Москва, улица Петровка 25