Фестиваль саундскейпа и пространственной музыки продолжает линию тематических проектов на границах междисциплинарных практик Культурного центра ЗИЛ, таких, как «Музыка Пространство Архитектура» и «ВЫВИХ».
Важное отличие этого проекта от вышеупомянутых — в том, что последние были концептуально сосредоточены на взаимодействии с пространством массивного памятника архитектуры, тогда как «ОТЗВУК» подразумевает работу внутри него. Условный, незначительный на первый взгляд акцент в поставленном вопросе раскрывается с гораздо большим содержанием внутри актуальной ситуации в мире: уникальный социальный опыт самоизоляции по сути перестраивает все привычные взаимоотношения человека и пространственной среды. Сейчас человек-участник образовавшейся действительности функционирует, скорее, как пассивная, созерцающая окружающую реальность фигура, и, разумеется, рефлексирующая в новой оптике «среда х обстоятельства» с явным доминированием второго значения.
Звук-медиум, обозначенный как ключевой, — не случаен: в первую очередь, за счёт своей потенциальной «холодности», что может тем или иным образом гарантировать объективность художественного высказывания, особенно учитывая малые, допустимые на сегодняшний день дистанции с по-своему уникальными обстоятельствами.
Играет роль и некоторый, свойственный искусству, символический жест: обычно в первой половине июля пространства ЗИЛа отводятся на подготовку к одному из центральных музыкальных событий Москвы — фестивалю «БОЛЬ», который в этом году в запланированные даты не состоится. Это значит, что вместо того, чтобы стать мощным источником культурного «импульса» в городе и, выражаясь буквально, звука в районе, здание ЗИЛа превратится в пассивную «капсулу» нейтральной тишины, которая даёт возможность направить внимание вовне.
Такая комбинация вводных данных на этот раз очертит не только рабочую карту с границами пространств ЗИЛа и его территорией, но пространство гораздо более широкое, где ЗИЛ выступит, по сути, условной точкой концентрации, а окружающей средой взаимодействия будут являться как кадастрово прилегающие территории, так и район со своей историей, город и, возможно, нечто большее.
Фестиваль состоит из трёх основных блоков:
Перформативно-выставочная программа
Выставка, перформансы, концерты
Публичная образовательная программа
Круглый стол, семинары, открытые уроки, репетиции
Лаборатория
Группа из 16 человек (художники, музыканты, теоретики; принимать участие могут все желающие вне зависимости от своего актуального профиля) и 2-3 ведущих педагогов-мастеров (один музыкант или композитор, один художник-саундартист, один теоретик, профиль которого не связан напрямую с искусством — урбанист, историк, политолог).
Кураторы: Андрей Смирнов и Мария Молокова.