Проект «Формы художественной жизни. Conflict Check» — это первый проект программы «Формы художественной жизни. Третье место». Программа задумана как серия выставочных и публичных проектов, каждый из которых создается двумя самоорганизованными художественными инициативами из городов России и стран с социалистическим прошлым. Первая выставка создавалась совместными усилиями пространств FFTN (Санкт-Петербург) и Autarkia (Вильнюс). Однако в процессе подготовки диалог кураторов этих пространств зашел в тупик.
Невозможность дальнейшей коммуникации между приглашенными участниками привела кураторов ММОМА к единственному, по их мнению, возможному решению: переформатировать проект в групповое высказывание нескольких самоорганизованных инициатив из разных городов и стран о конфликте и несогласии как обыденности художественного производства и движущей силе политического дискурса. К участию пригласили самоорганизации, которые пережили конфликтные ситуации, повлиявшие на их работу, а также тех, кто последовательно занимается исследованиями и проблематизацией конфликтов, коммуникационных поломок, устройства художественной среды.
Каждый из участников проекта рассматривает его общую тему через свою оптику и с учетом собственных организационных особенностей. Так, галерея BOMBA (Москва) и пространство FFTN (Санкт-Петербург) создали в рамках проекта «выставку в выставке». Галерея BOMBA подготовила коллективное высказывание на тему страха как онтологической категории нашего существования, своеобразного внутреннего конфликта, сковывающего каждого из нас изнутри.
Участники FFTN+ создают тотальную инсталляцию, ключевая часть которой — радиоспектакль «Радио «Дракон»,— собрание пяти аудиоспектаклей о различных конфликтах. Инсталляцию дополняют мурал Ильи Гришаева, скульптура Анны Слобожаниной и видео Саши Зубрицкой. Галерея «Электрозавод» (Москва) создает инсталляцию, частично воспроизводящую как материальный мир их пространства, так и ткань межличностных отношений, формирующих саму суть самоорганизации. Пространство из Вильнюса Autarkia также обращается к опыту повседневности существования самоорганизованного пространства и представит видео, созданное на основе документации перформансов, происходивших в различных частях пространства в день открытия Балтийской Триеннале в этом году. Медиа-активистское объединение «Кафе-мороженое» представит созданное специально для выставки видео-эссе в стилистике образовательных youtube-каналов, посвященное трудовым отношениям в среде художественного производства и рассмотрит такое понятие как «конфликт интересов». Крёльский центр (Алматы/Вена) создадут настольную игру без правил, где игровым полем станет полуфантазийная карта самоорганизованных инициатив на пространстве стран бывшего соцблока.
Объединение украинских видеохудожников «Озброєні та небезпечні» («Вооруженные и опасные») представит несколько серий, созданного ими видеосериала, посвященного милитаризации общества и опасностям разрастания этого процесса.
Видео-эссе «Как двигать камни» Алека Петука и Анны Прониной применяет механизм коинсидентальной философии к разбору книги «Господин Гексоген» Александра Проханова. Также этот метод будет манифестирован в лекционной, семинарской и перформативной программах «К-фитнеса», который будет проходить во второй месяц проведения выставки.
Бывшие участники независимого медиа о современном искусстве Ольга Белова и Иван Стрельцов подготовят специальный выпуск своего подкаста «Не-текст», посвященный значению темы конфликта для современных художественных практик.
*Conflict check — понятие из корпоративной практики, проверка вероятности конфликта интересов перед установлением отношений с контрагентом.