25 и 26 мая в Лабораторном корпусе Московского энергетического института пройдет «ГЭС-2 Опера» — первый театральный проект фонда V–A–C в России. Авторы спектакля режиссер Всеволод Лисовский, композитор Дмитрий Власик, поэт Андрей Родионов и художница Ирина Корина.
В 2020 году фонд V–A–C открывает новый культурный центр в пространстве бывшей городской электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной. Возникновение городского культурного пространства на месте электростанции с более чем столетней историей неизбежно ставит вопрос о взаимосвязи между индустриальной историей и новыми культурными институциями, которые приходят им на смену в городах по всему миру. Около 2 лет назад, с началом реконструкции ГЭС-2, фонд V–A–C начал исследовательский проект об истории здания, предприятия, отрасли. Работу вели научные сотрудники разных областей — историки, археологи, экономисты, антропологи, архитекторы.
Вместе с ними исследованием занялись и художники. Так родилась идея оперы.
Либретто «ГЭС-2 Оперы» — это изложенный в стихотворной форме вербатим. Повествование ведется от лица обходчика электростанции — человека, который каждый день проверяет исправность всего оборудования в здании. Он вспоминает о работе, которой посвятил несколько десятилетий своей жизни: о распорядке дня, об аварии, о том, как было страшно расставаться со своим прошлым и покидать электростанцию. Важную роль в «ГЭС-2 Опере» играют декорации авторства Ирины Кориной: они распоряжаются зрительским вниманием и движениями актеров. Карнавально нарядные элементы декораций изображают ритуальную утварь будущей цивилизации гуманитариев, воздающих хвалу представителям точных наук.
Показ постановки пройдет в лабораторном корпусе Е на территории студенческого городка НИУ «МЭИ»: в разные годы сотрудниками ГЭС-2 были выпускники этого института. Драматургию постановки определяют и архитектурные элементы пространства: пронизывающий все восемь этажей башни винтовой железобетонный пандус, а также лифты непрерывного действия — патерностеры. Для постановки «ГЭС-2 Оперы» лифты будут запущены впервые за 30 лет.
Помимо сценической версии опера продолжит свое существование в форме акустической инсталляции в пространстве ГЭС-2. Художники указывают на то, что, хоть сама электростанция и «умерла», она продолжит жить в новом пространстве в качестве «звукового» призрака — оперы.
Лабораторный корпус НИУ «МЭИ»
[gmw_post_info info="address"]
Телефон: [gmw_post_info info="phone"]
E-mail: [gmw_post_info info="email"]