День Катастрофы и героизма европейского еврейства отмечается в Государстве Израиль ежегодно 27 нисана по еврейскому календарю (в этом году – 2 мая). В этот день по всей стране проходят траурные церемонии о 6 миллионах погибших евреев в годы Второй мировой войны и о героизме сопротивления.
В рамках проекта «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной» будет представлена новая серия крупноформатных работ на ткани, а также монументальные инсталляции «Птица» и «Секрет», созданные Соколом специально для выставки. Экспозицию дополнит видеоряд, созданный на основе серии гуашевой графики.
В своем творчестве Хаим Сокол исследует вопросы личной и коллективной памяти и механизмов ее передачи. В новом проекте он обращается к более конкретной теме травматической памяти, связанной прежде всего, но не исключительно, с событиями Второй мировой войны и Холокостом. Художник задается вопросами: может ли память жертвы быть универсальной? Как помнить то, что естественным образом хочется забыть и что нам делать с этой памятью?
Поэтическая трансформация, превращение – одно из ключевых понятий проекта, выступает одновременно как форма избавления и способ передачи непосредственного ощущения травмы на расстоянии и через поколения путем «проживания» трагедии через себя. В своих работах художник балансирует между кафкианским кошмаром насильственного превращения в насекомое и свободной мутацией как формой освобождения. Итогом этой трансформации становится восстание угнетенных, некогда низведенных до животного состояния.
В свете сказанного интересно отметить масштабную работу «Свиток» с изображенным на ней шествием вереницы темных, похожих на тени безличных персонажей, призванных передать не конкретный образ или событие, а лишь его атмосферу. Эти изображенные группы людей могут быть связаны с самыми разными страницами истории: восстанием иудеев в древнем Риме, восстанием в Варшавском гетто или ужасающими акциями нацистов на территории Польши – все это части констелляции, собранной на небосводе истории.
Хаим Сокол: «Как можно говорить про жертву так, чтобы это не было демонстрацией кошмара, о котором более или менее все имеют представление, с одной стороны, а с другой – не было холодным высоколобым предъявлением истории? Для меня это скорее представление себя этими людьми или попытка позволить им стать мной».