В большом выставочном зале пространства Cube.Moscow в галерее BOCCARA ART Moscow открылась выставка «Хан Аэ Канг: новая тансэкхва. Медитация в цвете». Работы известной современной южнокорейской художницы Хан Аэ Канг впервые представлены в России. Это серия больших полотен, в которых автор продолжает традицию направления абстрактного искусства тансэкхва. Экспозиция наиболее полно отражает все грани творчества автора: как масштабные триптихи, так и более камерные работы.
Тансэкхва — «монохромная живопись» — направление абстрактного искусства, возникшее в 1970-х годах в Южной Корее, объединившее в себе корейскую эстетику и дальневосточную философию с западными модернистскими практиками. Художники тансэкхва использовали идеи древних восточных философских школ, в частности буддизма и даосизма, а процесс создания произведений являлся, скорее, духовной практикой. Монохромность работ художников тансэкхва была реакцией на диктаторскую политику президента Пак Чон Хи. В условиях жёсткой цензуры и подавления инакомыслия в противовес господствующей визуальной эстетике реализма художники предпочли монохромную замкнутость в цветах для олицетворения фона скромной и ограниченной во благах жизни южнокорейского народа.
Одна из целей тансэкхва — бесконечный процесс поиска глубочайшей истины путем «разговора» художника с материалом и создания «молчаливой» картины. Если всмотреться в детали картин художников этого направления, можно увидеть, что плоскость поверхности составлена из многочисленных мелких фактур материала, выполненных бесчисленными рецидивными нанесениями и удалениями мазков. Такой повторный длительный акт творения напоминает продолжительную медитацию буддийского монаха на пути к нирване. Хан Аэ Канг, с уважением относясь к традициям, существенно дополняет и расширяет данное течение индивидуальной историей.
С политико-культурной точки зрения, Хан Аэ Канг — художница новой эпохи. Сохраняя верность сакральной стороне художественного процесса, характерного для тансэкхва, Хан наполняет свои картины цветом. Творчество художницы сформировалось уже на новой почве активного сопротивления: её работы полны красок, олицетворяя надежду на лучшее и безграничную любовь к жизни, толкающую людей к возвращению света внутри себя и трансляции его вовне.
Как и художники тансэкхва, Хан Аэ Канг проводит долгие часы в медитации. Будучи глубоко верующей христианкой, художница слой за слоем наносит на холсты иероглифы с цитатами из Священного Писания, покрывая их лёгкими многочисленными узорами из крестов. Для создания каждой своей работы автор проводит несколько недель в медитациях по 8 часов, ежедневно нанося на холст от 8-ми до 20-ти слоев краски. Благодаря такой многослойности её картины получаются объемными и наполненными светом, а масло и акрил, с которыми она работает, становятся практически неузнаваемыми, создавая эффект ткани или мозаики на холсте.