25 апреля в Голубом зале Российской государственной библиотеки искусств открывается выставка «Игры в BAUHAUS», приуроченная к 100-летию знаменитой Высшей школы строительства и художественного конструирования – колыбели культового немецкого дизайна и соответствующего направления в архитектуре.
Ставший мировым достоянием и образцом для подражания Баухаус был создан в Веймаре в 1919 году путем объединения школы прикладного и декоративного искусства архитектора Ван дер Вельде и Веймарской академии художеств. Через шесть лет Баухаус переехал в Дессау, где было построено здание, сегодня считающееся символом этой школы и эталоном одноименного архитектурного стиля. В 1933 году школа была переведена в Берлин, но закрыта после прихода к власти фашистов.
Баухаус только задумывался как архитектурная школа, ее название переводится с немецкого как «Дом строительства». В итоге он стал местом, где все виды искусства существовали на равных – здесь были живописные, скульптурные, декоративные мастерские и даже свой театр.
Основатель и идеолог Баухауса Вальтер Гропиус стремился воплотить в школе свои мечты о единстве искусства, техники и науки, считая творчество художника высшей формой ремесла. Первая программа Баухаса гласила: «Давайте создадим новую гильдию ремесленников, без классовых различий, которые возводят барьер высокомерия между ремесленником и художником. Давайте вместе придумаем и построим новое здание будущего …».
В экспозиции РГБИ представлены работы учащихся: Школы современного искусства «Свободных мастерских» Московского музея современного искусства, Института современного искусства Иосифа Бакштейна, Института «База», МГХПА им С.Г. Строганова, Творческой студии «Книга художника». Все демонстрируемые произведения созданы по заказу РГБИ и отражают эстетические принципы прославленной школы.
Выставка стала своеобразным исследованием, в котором авторы самостоятельно выбирали для себя в качестве мастера одного из именитых педагогов Баухауса: В. Гропиуса, И. Иттена, В. Кандинского, П. Клее, Л. Мохой-Надя, В. Тюмпеля, О. Шлеммера. Богатые фонды РГБИ помогли художникам изучить теоретические и практические концепции Баухауса. Ознакомившись с предложенными им монографиями, богато иллюстрированными каталогами и периодическими изданиями, участники проекта создали работы, отражающие их собственное видение принципов школы, подкрепленное большим объемом информации, полученной в библиотеке.
В результате исследования родились самые разнообразные произведения. Так Зилия Канчурина и Евгения Стерлягова воплотили в своих работах концепцию театра художника О. Шлеммера; Александра Вар создала тканое панно по мотивам цветового решения здания Hansaviertel в Берлине, спроектированного В. Гропиусом. Самым необычным образом теоретические искания В. Кандинского отозвались в произведениях Евгении Корчагиной, Евы Лиловой и Екатерины Попович.
Выставка представляет интерес для широкого круга зрителей, в т.ч. студентов художественных вузов, дизайнеров, искусствоведов, любителей искусства.
Художники: Александра Вар, Дарья Ган, Евгения Дудникова, Зилия Канчурина, Евгения Корчагина, Анна Кузнецова-Смертина, Александра Курьянова, Ева Лилова, Елена Липатова, Екатерина Попович, Евгения Стерлягова
Куратор: Александра Орлова