21 апреля на «Фабрике» пройдет открытие выставки «Psychodarwinism: музейные джунгли» украинского художника Ильи Чичкана. Над созданием выставки Чичкан работал во время карантина: новый цикл работ автор посвятил известным живописным полотнам — он переосмысляет роль и влияние классических произведений из коллекции Третьяковской галереи.
В экспозиции на Фабрике представлены работы, которые знает каждый: это шедевры искусства из собрания Третьяковской галереи. «Пан» и «Царевна Лебедь» Михаила Врубеля, «Похищение Европы» и «Девушка с персиками» Валентина Серова, «Стрекоза» Ильи Репина, «Боярышня» Василия Сурикова преображаются обезьяньими головами. Однако, по мнению арт-критика Константина Дорошенко «время заставляет нас увидеть здесь не просто очередное гримасничанье художника по поводу общепризнанных ценностей. Пандемия продемонстрировала неодолимое равенство внутри биологического вида homo sapiens из семейства гоминид: кашель лишенного здоровой пищи и качественного медицинского обслуживания бедняка в Китае отозвался в Хайгроув, поместье принца Уэльского. Обозначив проблему экономического и правового неравенства, как угрозу биологическую. Одну из тех, что превращает наш мир из глобализированного в глобальный, где все связаны со всеми, хотим мы этого или нет».
Куратор проекта Марат Гельман отмечает, что работы Ильи Чичкана – это вовсе не шаржи, а скорее автопортреты: художник будто бы идентифицирует себя со всеми героями. «Человек разумный прямоходящий заходит в музей с опаской и интересом, будто его предок-примат. Обоих пугает неизвестность, ведь искусство подобно джунглям: потеряться легко, а найти смысл несколько сложнее», — говорит Илья Чичкан.