В галерее «Ходынка» Объединения «Выставочные залы Москвы» пройдет групповая международная выставка «Интернет животных», которая представит взгляд 13 российских и зарубежных художников на вопросы выстраивания новых связей с природой, животными, растениями и другими нечеловеческими существами, отвечая на вопросы переопределения места человека в современном антропоцентрическом мире.
Природа и технология традиционно противопоставлялись друг другу, а начиная с XX века прогресс стал восприниматься как угроза всему живому. В своем исследовании «Интернет животных», давшем название экспозиции, немецкий публицист Александр Пшера предлагает спекулятивный проект межвидового интернета, выстроенный на сборе информации с помощью биорегистраторов, специальных датчиков и цифровых технологий, возвращающих природное в повседневность человека с помощью проекта межвидовых социальных сетей. С Пшерой согласен и «отец интернета», один из разработчиков стека протоколов TCP/IP и вице-президент Google Винтон Грей Серф, считающий, что главным следствием интернетизации станет полноценное включение природы в человеческую деятельность.
Если раньше она воспринималась в религиозном ключе — как автономная святыня, существующая по собственным законам, то в эпоху постмодерна экология лишила природу сакрального статуса и связанной с ним системы запретов. В отличие от классических природоохранных форм — заповедников и закрытых парков, «транспарентная» природа будущего — это пространство свободного взаимодействия животных и людей посредством техники. Но станет ли проект межвидового интернета красивой утопической идеей или все предпосылки для ее создания есть уже сейчас? Животные, считает Пшера, идеально впишутся в коммуникативное поле, создаваемое человеком, так как уже обладают собственной информационной системой, лучшей в мире, и знаменитым «шестым чувством». Вопрос включения их в социальные сети и другие цифровые форматы — дело времени. Изменения в этом направлении происходят уже сегодня: появляются программы, позволяющие наблюдать за отдельными видами и даже помогать им.
Художники предлагают разные сценарии поиска нового диалога с животными. Эмилио Ваварелла (Италия) собирает фильм Animal Cinema (московская премьера) из фрагментов видеороликов, снятых животными на украденные ими у людей камеры. Дженна Сутела в видео Nam-Gut (микробное расстройство языка) представляет домашний компьютер, управляемый симбиотической колонией бактерий и дрожжей и создающий новый тип языка. Голландка Мелани Бонайо для видео «Progress vs Sunsets: Reformulating the Nature Documentary» в течение десяти лет кропотливо собирала и каталогизировала изображения и видео животных, размещенные в интернете, сформулировав на основе этого материала ряд вопросов о месте животных в мире, отличающемся вездесущим присутствием новых технологий, и предложив ответить на них детям, не до конца усвоившим господствующие в западном обществе модели мышления. Датчанин Якоб Кудск Стеенсен в видео «Pando Endo» создает виртуальный организм, симулируемый в реальном времени, обладающий корневой системой и разработанный на основе фотографий коры осины, мха и корней. Дуэт The Mycological Twist (Анн де Бур и Элиот Бонневио) на примере мицелия изучает циклы разрушения и регенерации, происходящие в зонах темной экологии. Мириам Симун в видео «Я хочу стать головоногим» предлагает использовать модель поведения осьминога, а также каракатицу и кальмара для построения трансгуманистического будущего человека. Юлия Вергазова создает спекулятивные новые живые существа – продукты информационного шума, возникающие на границе машинного распознавания паттернов и человеческого восприятия. Сталкиваясь с новыми условиями, организмы трансформируются. Софа Скидан задается вопросом о проблематизации памяти, создавая своеобразный алтарь, который мог бы собраться после конца человеческой культуры, погибшей от невнимания к природе и другим живым существам. Екатерина Попович в «Интервенция будущего» предлагает с помощью технологий дополненной реальности (AR) увидеть претерпевших мутации животных и природные зоны, которые претерпели климатические, техногенные и геологические изменения в будущем. Алиса Смородина создает партиципаторный эксперимент, в основе которого лежит процесс кормления животных с руки. Коллектив «Музей вечно играющих аттракционов» в проекте «Эдем. Эволюция» предлагают зрителю погрузиться в сознание искусственного интеллекта через шлем виртуальной реальности и понаблюдать за ассоциативным рядом, который выстраивает ИИ в ходе своих размышлений об образе животного. Анастасия Кизилова показывает тизер игрового модулятора «Ночные ползуны», созданный на основе сайнс-фикшн рассказа «Полимеризированные кибернетические растения», в котором описывается мир, где благодаря цифровым технологиям и киборгизации стала возможна коммуникация с растениями. Проект Елены Никоноле «Язык птиц» исследует возможности искусственного интеллекта в контексте био-семиотики, выстраивая с помощью искусственного интеллекта математическую модель универсальной грамматики языка птиц.
Художники: Мелани Бонайо (Melanie Bonajo), Якоб Кудск Стеенсен (Jakob Kudsk Steensen), Дженна Сутела (Jenna Sutela), Эмилио Ваварелла (Emilio Vavarella), The Mycological Twist (Анн де Бур и Элоиз Бонневио), Мириам Симун (Miriam Simun), Юлия Вергазова, Екатерина Попович, Алиса Смородина, Софа Скидан, Елена Никоноле, Анастасия Кизилова, коллектив «Музей вечно играющих ат-тракционов»
Куратор: Александр Буренков
Выставка продлится до 15 декабря 2019 года и будет сопровождаться публичной образовательной программой, состоящей из дискуссий с участием приглашенных междисциплинарных исследователей, лекций, артист-токов, воркшопов и перформативных экскурсий по району Октябрьского поля.
Галерея «Ходынка» выражает особую благодарность за поддержку проекта галерее JART, Фонду Владимира Смирнова и Константина Сорокина и лично Владимиру Логутову и Анне Зыкиной, а также техническому партнеру – компании Optoma.