Если сегодня заняться изучением истории кино, даже совершенно поверхностно, можно обнаружить, что этот вид искусства из чуда научно-технического прогресса и забавного аттракциона в начале своего рождения превратился основную отрасль поп-культуры и главного властителя умов. Более того, кино, как явление, формирует у публики картину мира, вкусы, идеалы и даже руководство к жизни. И если ранее Голливуд, как законодатель мод в кинематографе, руководствовался установкой на «happy end» и слезы зрительского умиления в финале, то нынче кинофильм уже не хочет заканчиваться и превратился в бесконечный сериал…
Работы Юрия Шабельникова из проекта «Конец фильма» на первый взгляд возвращают зрителя в ретро-эпоху, когда можно было пережить минуты счастья после воображаемых испытаний в мягком кресле кинотеатра. Однако это только на первый взгляд, на самом деле, при внимательном рассмотрении, оказывается, что даже знатоки и любители кино не могут вспомнить ни одной киноленты, где все повествование заканчивалось именно этим финальным кадром, живописную версию которого предлагает нам автор. Может действительно, такого фильма в истории кино никогда не было, а художник Шабельников повторяет печальный опыт самого бездарного режиссера в истории кинематографа, Эда Вуда-младшего? Вполне возможно, «потому что это обман и даром плачены деньги», как говорил Александр Меньшиков. Но очевидным представляется то, что в ситуации, которую предлагает нам автор, зритель может как-бы посмотреть на себя со стороны, когда он, зритель, превращается в окаменевшую игрушку, которая не в силах оторваться от финального зрелища и пережившую страшный катарсис от красивой выдумки. Представляется, что вся эта история конечно не про «Конец фильма», но скорее про минувшие сновидения, утраченные надежды, мечты, идеалы… Ведь даже звезды экрана тех лет, которые уже пребывают на небесах, и портреты которых показывает нам автор, написаны не с натуры, а с архивных фотографий и с обложек старых модных журналов, где изображение местами утрачено, а местами покрыто патиной времени. Невольно вспоминается название легендарного фильма Бернардо Бертолуччи «Ускользающая красота» или «украденная» в английском переводе, впрочем когда и кем, никто до сих пор не знает…