Герой романа Гюисманса «Наоборот» Дез Эссент не может понять, «откуда в современном Париже появился этот гений, этот мистически настроенный ясновидец, способный воспроизвести тревожащие душу образы прошлого, блеск и великолепие былых времен» Гюстав Моро. Образ прекрасной, нередко порочной женщины занимает главное место в творчестве художника. Перед нами предстают Галатея, Эвридика и Саломея, обнажённые или в роскошных одеждах и украшениях. Чтобы понять, как изменилось видение мифа с начала XIX, мы сравним одноимённые работы Жана Огюста Доменика Энгра и Гюстава Моро «Эдип и сфинкс», а также «Ласки» Фернана Кнопфа.
Картины Пюви де Шаванна «Девушки у моря», «Мечта», «За туалетом», характеризующиеся скупыми цветовыми мотивами, пробуждают ощущение «иллюзорной вечности». А образы женщин на картинах «Воздушный шар» и «Голубь», выполненных в коричневых, тревожных тонах, символизируют непокорённость парижан во время событий 1870 года.