Manifesta — одна из самых крупных и значимых в Европе выставок современного искусства, наряду с Documenta и Венецианской биеннале. От последней ее отличает более интеллектуальный формат с упором на исследовательские и образовательные проекты. Manifesta не просто демонстрирует достижения, она задает вектор развития. Это единственная биеннале, раз в два года меняющая место своего проведения.
В 2018 году организаторы Manifesta остановились на Палермо: с их точки зрения, в этом городе наиболее наглядно проявляются две важнейшие для современной Европы проблемы: миграция и климатические изменения.
Организаторы отмечают значение Палермо в контексте его исторической связи с Восточным Средиземноморьем и странами Северной Африки, откуда сейчас в Европу продолжают поступать потоки беженцев. Миграционные проблемы отдельно взятого города, отмечает оргкомитет Manifesta, являются одним из наиболее наглядных примеров вызовов, с которыми сталкивается сейчас вся Европа.
Биеннале ставит перед собой задачей ответ на такие вопросы, как «Кому принадлежит Палермо?» и «Возможно ли возвращение к истокам?», — говорит директор Manifesta 12 Хедвиг Фейен.
Участники круглого стола:
Алексей Новоселов, руководитель выставочного отдела ММОМА;
Сергей Фофанов, историк искусства, куратор;
Диана Мачулина, художник, арт-критик;
Алина Глазун, художник;
Александра Рудык, искусствовед, шеф-редактор журнала «Диалог искусств»;
Николай Палажченко, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA (модератор дискуссии).