Пять лет тому назад Дом Гоголя представил вниманию посетителей тематическую «цирковую» выставку Льва Дьяконицына «Реприза». 2018 год был ознаменован выставкой Льва Фёдоровича «Сюжетные линии». И теперь, в год 89-летия художника и в преддверии юбилея, Дом Гоголя открывает выставку Льва Дьяконицына «Избранное, неизданное». Да, действительно, представленные на ней работы ранее не экспонировались, не были опубликованы в каталогах, альбомах, книгах.
Лев Фёдорович Дьяконицын — художник, искусствовед, критик, историк, философ. Родился 21 мая 1931 года в Вологде, живёт и работает в Москве. Основатель творческого объединения «Остож». Кандидат исторических наук, доцент, академик Русской академии наук и искусства, академик Международной академии наук и искусств Парижа, кавалер ордена «За служение Отечеству» III степени. Автор многих книг и статей по искусству. Наиболее известной и по сей день остаётся работа «Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX – начала XX веков». Изданная в 1966 году, она стала настольным учебным пособием, поворотной и отправной точкой для всего искусствоведческого сообщества в тот сложный для заявленной темы исторический период. С 1972 года Лев Дьяконицын — член Союза художников, с 1976 — востребованный участник художественных выставок в России и за рубежом (на 2018 год их число приближается к трёмстам). Произведения художника вошли в государственные и частные собрания разных стран мира, в том числе в коллекцию известного слависта и собирателя русского искусства Рене Герра. Имя Льва Дьяконицына включено в справочники «Известные русские» и «Кто есть кто в ХХ веке».
Экспозицию 2020 года составили шестьдесят три работы художника, среди них жанровые сюжетные «сценки», обнажённая натура, множество натюрмортов. Содержание произведений Дьяконицына просто и внятно. В них всегда ощутима симпатия к изображаемой житейской ситуации, наслаждение фактурой, цветом, линией в натюрморте. Натюрморты Дьяконицына отнюдь не «мёртвая натура», — а в полной мере одушевлённые соотношения и отношения предметов, сред, «живых» объёмов.
«Больше всего мне нравятся у Льва Дьяконицына натюрморты. Они обладают той ценностью, без которой я не мыслю живопись — пластикой цвета. Есть в них своеобразная и неповторимая «незализанность», брутальность и терпкость». (Евгений Басин, преподаватель эстетики)
«Лев Дьяконицын — это человек прежде всего с большим художественным вкусом, тонко чувствующий красоту в высоком понимании этого слова, нетерпимый ко всяким подделкам и подмене истинной красоты внешней эффектностью, красивостью, манерностью». (Татьяна Бусырева, скульптор)
«В живописных пристрастиях Льва Дьяконицына зачастую просматривается «бубнововалетская» линия русской живописи. Мне особенно любы те из холстов Дьяконицына, где он пастозным мазком стремительно накладывает краску, когда фактурно ощутимо само вещество, «тесто» краски, отчего красочная поверхность обретает сложный заряд эмоциональности…. В этих самоцветно сияющих картинах проявлен не только вкус и глаз живописца, но и восторг философа перед красотой самых простых проявлений жизни». (Альбина Лазуко, искусствовед)
Экспозиция выставки Льва Дьяконицына «Избранное, неизданное» удивит посетителя большим числом малых по размеру «остросюжетных» работ. Свободный от груза ответственности за «широкий формат», художник создал великое множество миниатюрных произведений, — часть их и представлена Вашему вниманию.