Лев Григорьевич Саксонов — один из старейших московских художников. Его выставка в «Галерее на Чистых прудах» юбилейная: мастеру исполняется 90 лет.
Каждая экспозиция Саксонова — своего рода послание, обращение к современникам. Сложнейшие социальные и психологические проблемы, которые приходится решать всем нам в XX и XXI веке, получают зримое воплощение на его холстах и графических листах. Никогда этот художник не снижает градус переживания, никогда не отказывается, пропуская через себя драмы и трагедии эпохи, насыщать свою живопись и графику образами, тревожащими в первую очередь его собственную душу — а уж потом задевающими и нас. Острота ощущения времени порождает точность визуальных символов, которыми насыщены работы Льва Саксонова. Однако не бывает на его работах безысходности, и он не пользуется простыми лобовыми средствами, не спекулирует на способности зрителя сострадать и сопереживать. Напротив, пространство его работ — это всегда пространство свободы и нашего переживания и восприятия.
К 90-летию художник приготовил работы преимущественно последних лет, хотя в экспозицию включены и некоторые более ранние произведения. В их числе уникальная печатная графика 1960-х — гравюры на воске. С самой ранней поры Саксонов стремился обрести собственную авторскую технику и нашёл её в сочетании приёмов офорта с работой акварелью, гуашью, масляной пастелью. Подолгу работая над одним и тем же листом, он, сам того не желая, достигает эффекта палимпсеста, когда уничтоженное или закрытое последующими слоями краски изображение, проступая через видимое, таинственно воздействует на наши непосредственные чувства и эмоции. С каждым годом его искусство обогащается новыми образами и смыслами, он всё расширяет диапазон художественных средств, всё углубляет собственное, а тем самым и наше, мировосприятие.
Этот художник принадлежит своему времени, его искусство по-настоящему современно, а значит, принадлежит и будущему.
Самые последние по времени работы Саксонова — это портреты людей, чьи лица приходят к нему, возможно, из глубин памяти. Отказавшись от многофигурных композиций, он сосредоточивается на человеке, его внутреннем мире, личностном наполнении. И это логично: ведь человек всегда интересовал Льва Григорьевича Саксонова и являлся основной темой его искусства.