Московский музей современного искусства при поддержке Посольства Италии в Москве и Итальянского
института культуры представляет ретроспективную выставку Михаила Кулакова (1933–2015) «Стиль Оттепели».
В экспозицию включены произведения из Мастерской Михаила Кулакова в Италии, Государственного Русского
музея, Третьяковской галереи, а также из личных собраний коллекционеров Санкт-Петербурга и Москвы. Проект «Стиль Оттепели» является продолжением программы Московского музея современного искусства по осуществлению крупных международных выставок ключевых отечественных авторов. Выставка в ММОМА—результат плодотворного культурного сотрудничества между Россией и Италией. Генеральный партнер проекта—крупнейшая страховая компания Италии The Generali Group.
Яркий художник своего времени, Кулаков в своей практике наиболее полно представил процессы, которые происходили в отечественном искусстве в период открытости и свободы в середине 50–60-х годов ХХ
века. Кулаков одним из первых выставил радикальную абстракцию на типичных для того времени квартирных
выставках. За нее он подвергся жесткой критике в прессе, опасность ареста побудила его скрыться в Ленинграде, а позже—в Италии, где он провел половину жизни и скончался в 2015 году в возрасте 82 лет.
В московский период Кулаков одним из первых уловил идейные флюиды «Оттепели» и нашел характерные
для нее визуальные эквиваленты. Творческий порыв, витальность, интуитивизм, культ случайности и импровизации, существование в разрыве с прошлым—все эти темы были пережиты Кулаковым. В его работах черты культуры данного времени столь наглядны, что сегодня с исторической дистанции они кажутся эталоном стиля оттепельного десятилетия.
«Стиль Оттепели»—масштабная ретроспектива Михаила Кулакова, условно поделенная куратором выставки
Андреем Ерофеевым на два раздела—период увлечения художника абстракцией и символизмом. Проект
в ММОМА на Гоголевском бульваре представит более 140 работ Кулакова и произведений других российских
авторов. В своих живописных работах Михаил Кулаков объединил две тенденции, характерные для культуры
«Оттепели».
С одной стороны, это увлечение советских художников последними достижениями американского искусства,
в частности, живописью действия и абстрактным экспрессионизмом, а также западноевропейским
ташизмом. В левом крыле музея будут представлены более 40 ташистских произведений Михаила Кулакова, а также работы художников-абстракционистов, с которыми Кулаков вместе или параллельно работал на рубеже 1950–1960-х годов. В экспозицию войдут работы Владимира Слепяна, Бориса Турецкого, Олега Прокофьева, Валерия Юрлова, Льва Кропивницкого, Владимира Яковлева, Николая Вечтомова, ближайшего друга и соавтора Кулакова Евгения Михнова-Войтенко.
Вторая тенденция оттепельного периода—это поиск возможностей выражения мистических и религиозных
откровений, передачи духовного в произведении искусства. Это направление указывает на связь художников с национальными корнями, ядром которого было восстановление сакрального компонента культуры—богословской философии и религиозного искусства. Художники «Оттепели» решились на обновление православной живописи. Иконописные каноны они упростили до знака, акцент ставился на поисках
живописных эквивалентов «духовности». В правом крыле музея расположатся работы Кулакова религиозной направленности, которые художник именовал ARTE SACRA, а также произведения русских художников,
занимавшихся в «подполье» религиозно-мистическими опытами в графике и живописи. Обе фундаментальные
составляющие художественного языка автора—абстрактные фигуры и религиозно-медитативные
образы—являются отличительными чертами искусства Оттепели. Михаил Кулаков сумел их объединить
и концептуально, и живописно-пластически.
Куратор: Андрей Ерофеев