Выставка, которую вы увидите, — итог четырехмесячной образовательной программы галереи 25Кадр. Большинство из участвующих в ней художников или только вступили на путь искусства, или пришли за более современной на него оптикой.
Курс «СОВМЕСТНО» задумывался как гибкое пространство наставничества и взаимообмена, призванное помочь в творческом становлении авторов. Каждое занятие состояло из теоретической и практической части. Также в течение обучения студенты работали над двумя большими персональными проектами. Раз в неделю проходили мастер классы приглашенных художников, критиков, кураторов и режиссеров. Они делились своими инсайтами, опытом, стратегиями саморепрезентации, а иногда и просто выживания в нашей недружелюбной к художнику действительности.
Как создателям и идейным вдохновителям программы нам было важно не только погрузить студентов в уже устоявшиеся практики современного искусства, но и подтолкнуть к радикальному переопределению прежнего творческого опыта, дать для этого необходимые инструменты. Поэтому мы настаивали на частичной или полной замене привычных студенту медиумов новыми. Подводили к рефлексии и критическому осмыслению своей деятельности и траекторий мысли. Мы понимали ценность открытости, поддержки, взаимного обмена между всеми участниками. Каждый был в курсе того, над чем работает коллега, мог помочь советом и поддержать. Можно однозначно сказать, что наш проект – результат общих стараний, стойкости и энтузиазма участников.
Начинающему художнику свойственно, с одной стороны, острое ощущение границы искусства, за которую он не допущен, а с другой, осознание относительности любых ограничений. Ведь невозможно предугадать станет ли «процесс приручения медиумов для оформлению своей трансляции» (по меткому замечанию участницы) настоящим Событием искусства. Вариантом ответа может стать интерес институции и среды, но удовлетворит ли он самым искренним запросам? Ясно одно — подобное «приручение» – процесс, который невозможно остановить.
Мотивами этой выставки, возникшими в процессе совместного обсуждения, стали хрупкость и растерянность начинающего автора, оказавшегося на новой(чьей-то?) территории, его оцепенение перед судом требовательной арт среды.
«Мы очертили мелом кружок и как будто стоим на планете, где всё есть, и нас не тронет метеоритный дождь. Это как крушение самолёта в джунглях или в тайге. А мы, выжившие, сочиняем планы местности, чтобы увидеть реальную карту,» – как описала свои ощущения одна из участниц проекта.
Название выставки, взятое из этого отрывка, является, одновременно, и признанием уязвимости, и утверждением силы. А возможно — оберегом, заклинанием на будущее.
Посещение по предварительной записи.