16 и 17 мая «Натюрморт с сиренью» Петрова-Водкина будет впервые представлен в московском пространстве аукционного дома Christie’s. Каждый желающий сможет прийти и посмотреть на выдающийся натюрморт кисти великого русского художника перед тем, как он будет представлен на аукционе в Лондоне 3 июня.
Появление на торгах «Натюрморта с сиренью» предоставляет искушенным коллекционерам поистине уникальную возможность приобрести архетипичное произведение художника, написанное на взлете его карьеры. Натюрморт выставлялся на самых престижных международных выставках и хранился в одной и той же значимой коллекции практически 90 лет.
О художнике
Петров-Водкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у прославленного российского художника Серебряного века Валентина Серова, а оттачивал свой талант живописца в начале 1900-х в художественных школах Мюнхена и Парижа. Вернувшись в Россию, он вначале увлекся символистскими и модернистскими течениями, однако к 1912 году у него сложилось собственное творческое видение, и он потряс художественную общественность своим знаковым произведением «Купание красного коня» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), ставшее символом грядущих социальных перемен в России.
Подобно многим русским художникам-авангардистам, Петров Водкин приветствовал революцию 1917 года, рассматривая ее в том числе и как революцию в искусстве, несущую освобождение от канонов старой художественной школы. Его пригласили реформировать бывшую Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге с целью подготовки совершенно нового поколения художников. В период между 1920 и 1922 годами Петров-Водкин разработал образовательную программу, в которой отразил и упрочил свой многолетний опыт преподавания в школе Елизаветы Званцевой. Наряду со стандартными художественными дисциплинами, его программа включала занятия по космографии, оптике, высшей математике и механике движения. В рамках педагогической деятельности Петров-Водкин очертил свои основополагающие принципы в искусстве, известные как «Наука видеть», «Теория трехцветного спектра», известная как «Трехцветка», и «Сферическая перспектива».
О картине
Написанный на пике карьеры художника в 1928 году, «Натюрморт с сиренью» воплощает понимание Петровым-Водкиным цвета, оптики и сферической перспективы, а также предвосхищает на четыре года появление натюрморта «Черемуха в стакане» из собрания Государственного Русского музея в СанктПетербурге, который считается одним из самых узнаваемых в творчестве художника.
Отступив от законов традиционной линейной перспективы, Петров-Водкин бросает вызов зрителю, предлагая ему неожиданный ракурс сверху и под большим углом: он демонстративно выворачивает поверхность стола наружу и искусно балансирует объектами на холсте, вводя несколько точек схода, что идет вразрез с правилами перспективного сокращения. Трехмерность массивной хрустальной чернильницы создается благодаря тому, что точно схвачены отражения ее четких граней, и свет, преломляясь, проходит сквозь нее. Этот эффект подчеркивается мягкими тенями и лучами света, отбрасываемыми на почти осязаемую текстуру синей скатерти, объединяющую всю композицию.
В центре холста изображена свежесрезанная ветвь цветущей сирени; ее многочисленные нежные лиловые цветы принимают произвольные очертания и тем самым создают противовес строгой предопределенности форм рукотворных предметов натюрморта. По мере того, как ветка с лепестками погружается в стеклянный стакан, художник подмечает малейшее искажение форм и преломление света, что позволяет ему передать прозрачность и неподвижность воды, а также запечатлеть сияние бликов на ярко красной обложке журнала. Тщательно выписанные упавшие листья навевают мысли о «memento mori», возможно, напоминая зрителю о мимолетности жизни. Художник четко очерчивает композиционное пространство, безжалостно обрезая в общем-то неважные здесь края журнала, конвертов и даже сирени.
Выполненный в фирменной палитре Петрова-Водкина натюрморт является отражением исследований художника в области колористики, его знаменитой «трехцветки» – теории, в соответствии с которой он сочетает яркие первичные цвета красного и синего, дополняя их желтым для достижения максимальной насыщенности и воздействия цвета. Петров-Водкин был убежден, что цветом «проявляется культура живописца, никакими декоративными ухищрениями не затушевать ему убожество ума, воли и чувства, если таковые в нем имеются, — цвет выдаст его вкус и склонности характера».
При ближайшем рассмотрении незнакомая на первый взгляд обстановка и предметы, попавшие в поле зрения в «Натюрморте с сиренью», позволяют зрителю заглянуть в частный мир Петрова-Водкина. Дочь художника Елена Дунаева с ностальгией вспоминает в своих мемуарах синюю скатерть на том отцовском столе, что неизменно следовал за художником в его многочисленных переездах. Этот стол послужил фоном и для других замечательных натюрмортов художника. Не случайно оказываются на столе конверт и письма: на протяжении всей своей жизни Петров-Водкин поддерживал тесную связь со своей матерью Анной Пантелеевной, что подтверждается множеством писем, которыми они обменивались годами. Чернильница может символизировать не только переписку художника с матерью, но и эпистолярное творчество Петрова-Водкина, лучше всего выраженное в его биографических романах «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». На ранних этапах своей деятельности Петров-Водкин действительно был полон решимости стать писателем, но его живописный талант победил.
Еще одним примечательным предметом в натюрморте является парижский журнал «L’Art Vivant» выпускавшийся «Les Nouvelles littéraires» с 1924 по 1939 годы. В июле 1924 года Академия направила Петрова-Водкина во Францию с целью изучения новых методов художественного образования и оценки состояния западного искусства того времени. Можно предположить, что красная обложка, изображенная в «Натюрморте с сиренью», —это январский выпуск «L’Art Vivant» 1925 года, для которого Петров-Водкин дал интервью, суммирующее его художественные и теоретические взгляды и принципы преподавания.
Наблюдательный зритель не должен упустить еще одну интересную деталь – перевернутую надпись в правом нижнем углу «13–14. 27 / IX Кокт.». Это отсылка к довольно тревожному времени, пережитому художником в сентябре 1927 года. По приглашению поэта Максимилиана Волошина Петров-Водкин отдыхал со своей семьей в Крымском имении поэта в Коктебеле, где в ночь с 11 на 12 сентября произошло сильное землетрясение. Продолжавшиеся в течение нескольких дней подземные толчки привели к многочисленным жертвам и катастрофическим разрушениям в прибрежных деревнях Крыма. Петров-Водкин описал это печальное событие в своих мемуарах и изобразил эпизод в своем мощном полотне «Землетрясение в Крыму» (1928, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Остается только предполагать, что было изначально запечатлено на холсте «Натюрморта с сиренью» через день после землетрясения; однако, неудовлетворенный результатом, Петров-Водкин через полгода снова использовал данный холст для гораздо более безмятежного сюжета — цветущей сирени.