Дорогие друзья! «Галерея на Чистых прудах» продолжает серию выставок «Женщины-художники в Российском изобразительном искусстве».
В наступающем 2020 году мы предлагаем вашему вниманию живопись и графику Нины Габриэлян — художника, поэта, прозаика, замечательного переводчика классической и современной поэзии.
Её собственные стихи переводились на армянский, английский, французский, малайский, индонезийский, болгарский, сербский и польский, а её проза издавалась на английском, французском, шведском, итальянском и арабских языках.
Нина Михайловна известна своей деятельностью в области литературоведения, искусствознания и культурологии. Она участница крупнейших международных конференций и фестивалей.
Наибольшее влияние на ее творчество оказал выдающийся художник и педагог Борис Отаров.
По нашей просьбе Нина Михайловна рассказала о своём творчестве.
МОЕ КРЕДО
Я всегда, с самого детства, была очень чувствительна к цвету. Он притягивал меня и завораживал. Он говорил мне нечто такое, что было глубже, чем слова. А потом пришло осознание форм. Я осязала глазом их округлость и остроту, основательность и хрупкость… Мир для меня — это были цвета и формы. И хотя моя живопись фигуративна, тем не менее, я хорошо помню, что там, в начале моей жизни, мир цвета и форм как бы предшествовал миру объектов. Наверное, в основе природы всё же лежит абстракция. И поэтому я стремлюсь к тому, чтобы за фасадом фигуративности моих работ, пусть и неявно, ощущалось абстрактное начало. Меня волнует цветение, созревание и плодоношение таинственных цветоформ, произрастающих в мире, — от камней и растений до людей и тварей, связанных друг с другом чудесным энергетическим единством.
Для меня нет «мертвой» природы — все живое: и человек, и камень, и кувшин, и жилище. Все имеет свою сокровенную жизнь, в которую нельзя ворваться, но которую можно иногда подсмотреть.
Мой художественный метод — не рассечение и разъятие, но созерцание и вчувствование. Я пытаюсь уловить и запечатлеть сам трепет жизни, ту вибрацию, которая идет из таинственного источника, находящегося за пределами видимого мира, но имеющую зримые проявления в цветопластике бытия: в жестикуляции деревьев и цветовой перекличке кувшинов, в ритмических узорах ландшафтов и прорастающих из них зданий. Мне видится нечто общее не только в форме, но и в сути древесного плода, небесного светила и плода, вынашиваемого женщиной.
Моя живопись не концептуальна. Я не стремлюсь к оформлению неких готовых смыслов, которые могли бы быть переданы и посредством слова, но пытаюсь — через цвета, формы и ритмы — приблизиться к тем энергопотокам, пульсацию которых ощущаю в глубинах мира.
Сколь бы не различались виды творчества по материалу и способу выражения, основа у них общая. Я уверена, что психические процессы, протекающие в душе каждого человека, имеют свою индивидуальную мелодию, свои ритмы и лейтмотивы. Очень важно сквозь шум повседневности и даже сквозь грохот катаклизмов большой Истории всё же расслышать тайную музыку собственной души. Это касается любого человека, не только художника. Но художник (писатель, композитор, живописец…) способен «транскрибировать» эту внутреннюю музыку, воплотить ее в звуке, цвете, слове… Всё, что я делаю в художественной сфере (поэзия, проза, живопись) — это попытка перевести на язык того или иного искусства эту таинственную вибрацию. А на каком языке это воплощать, на языке цветоформ или на языке звуков и слов, зависит… В общем-то даже не знаю, от чего зависит. Трудно анализировать саму себя, есть опасность оказаться в положении тысяченожки из рассказа Густава Майринга, которая задумалась, с какой ноги она ходит, после чего разучилась ходить. Наверное, этот выбор всё же происходит на интуитивном уровне. Я иду от внутренней потребности. Когда возникает потребность в звуке, пишу стихи или прозу. А когда испытываю «цветовой голод», беру в руки кисть.
Мир многолик, многогранен, каждый человек видит его по-своему. «Объективно» увидеть мир невозможно. Писателю, художнику важно обрести свое лицо, важно иметь свою стилистику. Но мне не близко искусственное оригинальничание. Главное — иметь контакт со своей душой. Душа каждого человека — это источник, кладезь огромной информации. Если ты будешь находиться с ней в контакте, она сама и поведет твоей рукой, и надиктует тебе то, что надо.
Нина Габриэлян