В большой и сказочной стране России есть одно главное центральное королевство и еще много маленьких периферий. Все они растеряли свои различия и слились в одну большую периферийность, вытесненную из поля чудесной успешности центра. Границу их соприкосновения нельзя отметить на карте, она темпоральна, пространственна и может проходить в самых неожиданных местах. И время от времени периферийность прорывается в реальное своими тревожными всполохами, как прорываются демоны через энергетически слабые места, восставая хаосом против королевского доминанта.
Медиатором этого темного восстания становится Пасмур Рачуйко, «грустный мальчик», который показывает нам то, что мы не всегда готовы были увидеть — целый пантеон тревожащих нас сущностей, проникших в реальное. Сказочных персонажей, застывших изнутри своего нарратива, на полпути неведомой инициации, в неведомом времени, но в знакомом нам пространстве. И так же как сказки возникают как профанация сакрального мира мифа, «сущности» Рачуйко становятся носителями нового фольклора и вместе с тем деколониального пафоса. Изображение вытесненного здесь — это не просто принудительное выведение в свет обычно скрытой повседневности «периферии», а политический, представительский жест, который включает в себя ещё и переприсвоение власти средствами искусства. Герои «сказок» Пасмура Рачуйко смотрят на нас отстраненно, как святые с икон, а их позы отсылают к великим мастерам Возрождения и вместе с тем к любительским фото с каких-нибудь «Одноклассников» или «Вконтакте». Это самоуверенное притязание на высокий живописный канон, невероятная наглость со стороны художника-самозванца, приравнивающего «низкое» к «вечному», неизбежно заражает своей пассионарностью.
Переприсвоение достигает апогея, когда художник включает себя, свои автопортреты в череду разных «властных» персонажей, будь то росгвардеец или гопник с района – и буквально становится этой властью, прорабатывая тем самым травму пресловутой периферийности. Теперь власть смотрит на нас из привычных нам пейзажей, из знакомых нам интерьеров, и мы видим, что они — это мы. Что мы – это власть, пускай пока лишь в сказочном только пространстве.
Периферия безмолвна, пока есть королевство – так и искусство молчаливо, пока есть текст. Поэтому и мне пора сворачивать свою гегемонию, поставив здесь точку.
(текст: Анастасия Вепрева)
Данная выставка является первой персональной выставкой художника в Москве.
„Ты мне нравишься“ — часть проекта “НА РАЙОНЕ/ За пределами центра”.