Арт-группа ППСС занимается изобразительным искусством, а также полевыми исследованиями. Это первая масштабная выставка российского художника, писателя, музыкального исполнителя, теоретика искусства Павла Пепперштейна после ретроспективы «Человек как рамка для ландшафта» 2019 года в Музее «Гараж». На выставке демонстрируются новый фильм дуэта «Белый шум», более 50 живописных работ художников, а также графические иллюстрации к сказке «Алиса в стране чудес».
«Данный проект группы ППСС (Павел Пепперштейн, Соня Стереостырски) называется «Видения звёзд». Речь идет об очень насущной проблематике, о той сфере, которая нас всех объемлет, которая постоянно проникает внутрь нашего тела и сознания. Проникает, прежде всего, через уши, через слуховые аппараты. Иначе говоря, проект посвящён певцам и певицам, причём именно тем, которые оставили мощный след в коллективном сознании и, соответственно, в коллективном бессознательном.
Список этих иконических персонажей мы составляли достаточно произвольно, руководствуясь своего рода капризом, но, тем не менее, этот каприз достаточно симптоматичен. Мы попытались проследить определенный узор, то есть создать экспериментальную планкарту на теле коллективного бессознательного.
Мы включили в этот пантеон, как богов интернационального значения, так и местных, локальных божеств. В данном случае мы занимаемся тем, что можно назвать «иконической рефлексией». Мы хотим не просто понять, но и почувствовать, сделать зримыми те образы, которые стоят за определенными звуковыми потоками: потоками текста, связанными с потоками музыки.
Игнорировать эту реальность было бы безответственно. Эта реальность подспудно структурирует наше сознание. Неважно, любим мы эту музыку или нет. Любим мы эти песни или нет. Поём мы их с воодушевлением и энтузиазмом, впадая в экстаз, либо наоборот — отворачиваемся от них, затыкаем уши. В любом случае они структурируют деятельность нашего сознания и не только нашего, но и всеобщего сознания, то есть коллективного сознания огромных регионов, а иногда и всей планеты, если речь идет о богах интернационального значения. Мы живем в период поющих богов.
Задача, которую мы себе поставили, представляется нам важной и сложной. Мы взаимодействуем со сферой всеобщего и при этом мы не знаем, каково наше собственное место в этой структуре всеобщего, какова наша собственная позиция. Сказать (как иногда говорят некие представители элитарных кругов или каких-то субкультур), что мы находимся вне этого, было бы самонадеянно. Это была бы неоправданная гордыня. Мы не находимся ни внутри, ни вне. Мы находимся в стандартной роли воспринимающих, «как все». И тут невозможно не вспомнить песню Аллы Борисовны Пугачёвой «как все, как все, как все, как все я по Земле хожу, хожу…». Вот именно — как все, как все, как все, как все слушаем песни этих персонажей, именно тех, которых слушают те самые все-все-все, о которых речь идет в названии книги «Винни-Пух и все-все-все». Таким образом, медитация на этих персонажей, на этих певцов и певиц, выводит нас на очень важную мыслеформу ВСЕ.
Кто такие ВСЕ? Это вопрос очень-очень непростой, потому что есть неантропоморфные варианты ВСЕХ: ежи, муравьи, микроорганизмы и так далее. Слушают ли эти существа эти песни? Влияют ли эти песни каким-то образом на существ, находящихся за границами человеческого вида? Ответ — да, конечно. Безусловно, да. Не только лишь гуманоиды трепещут в ответ на эти позывные, но и, конечно же, представители других видов. И, кто знает, возможно, если бы Юрий Лоза не создал песню «Маленький плот», некоторые разновидности муравьедов или броненосцев уже бы не существовали на земной коре. В данном случае экологическая система обнаруживает некоторое собственное бессознательное, это то, что мы можем назвать «экологическое бессознательное». Ecological subconscious. Именно с этим мы соприкасаемся в рамках данного проекта.
Не следует думать, что это всего лишь ирония или насмешка над попкультурой — ничего подобного. Мы сразу хотим резко отмежеваться от подобных прочтений. Речь идет об исследовательской работе, наполненной любовью, уважением, благодарностью, но и терапевтической осторожностью. Без упомянутой осторожности не следует соприкасаться с такого рода материалами, как волнующие всех «позывные». В данном случае мы предпочитаем слово «песни» кодировать выражением «позывные».
Эти позывные проникают в уши, сердца, мозги и в другие органы, о которых мы не будем распространяться, и таким образом связывают всех воедино, и тут мы делаем следующий неизбежный шаг. Вслед за понятием ВСЕ возникает гигантское и гораздо более необозримое понятие ВСЁ. Стоит лишь коснуться ВСЕХ, сразу же перед нами разверзается ВСЁ. Данный проект — это попытка медитировать на отношения между этими двумя понятиями — ВСЕ и ВСЁ. Собственно, вот и ВСЁ».