Арт-галерея VSunio при поддержке FashionPRBuro Communications Agency представляет персональную выставку «Розовая Магия» российско-британского художника Ольги Ломака. Новый Pop Art проект посвящен исследованию пространства и экзистенциальных проблем как в творческом энвайронменте, так и в социальной среде.
Представленная на экспозиции серия инсталляций является первым проектом Ломака в данном направлении: помещая скульптурные элементы в обтянутые холстом конструкции, художник одновременно работает в нескольких плоскостях для передачи трехмерного эффекта. Использование разных материалов для создания произведений стало своеобразной традицией в творчестве автора, перейдя от классического дерева в цикле работ «Артефакты» к индустриальному стеклопластику. Форма и содержание также подвергаются тщательному анализу и проработке, в «Розовой магии» нет стандартных решений, плоскость превращается в иллюзию и обретает объемные характеристики благодаря внедрению специальных конструкций и игре с цветом.
«Розовая Магия» основывается на эстетике известного итальянского абстракциониста середины XX века – Лучо Фонтаны. Художник и скульптор известен тем, что делал намеренные порезы на поверхности холста, ища за ним еще одно измерение, но уже трансцендентальное. Явные порезы Фонтаны одновременно передавали отношение автора к акту сотворения «нечто» из пустоты и абсолютности холста, которым он придавал ритуальное значение рождения, связывая с космической бесконечностью; и позволяли ему почувствовать расслабленную безметежность от осознания возможности выйти за рамки дозволенного нашей видимой реальности.
Идея поиска неизведанного в понятных обыденных формах и вещах получает интересное развитие в проекте «Розовая магия» и становится его первым базовым элементом. Это своеобразная художественная эволюция. Отверстия в конструкциях Ломака подобно разрезам Лучо Фонтаны таят в себе множество волшебных открытий. Автор продолжает совершенствовать свою коммуникацию со зрителем через символы, полноценно перенося ее из плоскости картин в трехмерное пространство, и предлагает аудитории яркую художественную игру, все участники которой могут восприниматься двусмысленно, как в настоящем представлении иллюзионистов. Поэтому и отверстие в серии работ «Розовая магия» – это не просто дыра, врата или окно в другое измерение, или обычный разрез полотна; это символ сексуальности и женского начала.
Вторым важным элементом проекта является мужской персонаж серии популярных фильмов «Розовая пантера», который появляется перед зрителем то в отверстии конструкции, то над ней, а то и прячется за ней. Его полноцветная скульптура воплощает наиболее известный зрителю анимационный образ данного персонажа. Впервые появившийся на экранах в начале 60-х годов, Розовая Пантера давно воспринимается в качестве поп-иконы в медиа-среде. За это время флегматичный, амбициозный, постоянно попадающий в различные комические ситуации, но выходящий из них победителем, нестандартный герой полюбился зрителям. И Ольга Ломака достаточно точно улавливает его истинную суть и мужской характер, потому что в оригинальном произведении Блейка Эдвардса это животное с неестественным окрасом уже выступает в качестве символа очень редкого драгоценного камня фантазийного цвета – гигантского розового алмаза, который гарантирует своему владельцу весь спектр материальных благ и удовлетворение любого желания, став главным средством для их получения, а значит метафорически обладает магическими свойствами.
Продуманное взаимодействие между главными героями в каждой из 13 инсталляций раскрывает новые грани отношений и основную суть художественного проекта, выраженную в тринадцатой работе, инсталляции более 3,5 метров в длину под названием «Бесконечность».
Развивая дискурс о мужском и женском началах, Ломака превращает традиционную «борьбу полов» в радостную игру, приносящую обоим участникам удовольствие, и ставит акцент на кульминации их связи друг с другом, на процессе взаимодействия и творящейся в этот момент магии.
В «Розовой магии» из стереотипов и суррогатов, которыми полна медиальная действительность, извлекается стремление общества к получению желаемого, которым движется и жизнь, и искусство, и культура. Художник не столько апроприирует готовые объекты поп-культуры, наделяя их экзистенциальными ценностями, сколько зритель получает возможность взглянуть со стороны на свои, то есть и личные, и общественные желания, чтобы понять истинный смысл бытия, цели своего существования и средства для их достижения, которые эффективны только при слиянии, тандеме, согласии и обоюдном взаимодействии двух основопологающих сил мироздания.