
Персональная выставка молодой российской художницы Светы Шуваевой станет первым совместным проектом ММОМА и SmartArt. В проекте «Последние квартиры с видом на озеро» автор использует такие художественные приемы, как цитата, бумажная копия и сдвиг.
Название выставки — прямая цитата из рекламной кампании по продаже жилья. Такой принцип — найденного объекта, словесного или визуального, — реализуется в проекте в разных техниках. В коллажах-ксероксах, где вырезанные из туристических проспектов моря и облака накладываются на сетку тетрадных листов и упаковываются в прозрачную раму-файлик. В желтом пляжном стуле, вынесенным из мастерской прямо в снежную яму-бассейн, с подкрашенной синей гуашью «водой».
Шуваевой нравится делать копии. Бумажные реплики сгоревшего чайника, комнатного фикуса, аппарата для досмотра багажа, предметов, заказанных по интернету и одиноко ожидающих своих получателей, становятся экспонатами и предметами интерьера внутри бумажного же дома на алюминиевом каркасе. Тотальная инсталляция размером в весь первый этаж выставочного зала представляет собой макет абсурдистского общественного пространства в натуральную величину. Это и японский дом, и лабиринт, и зал аэропорта с лентой досмотра — искусственным ручьём, и офис-аквариум с перегородками, и кабинки для голосования, в которые невозможно попасть, но можно заглянуть и увидеть внутри не урну для бюллетеней, но «тайный объект желания» продвинутого потребителя, который так и остается недоступным. Организуя лабиринт, автор устраивает порядок внутри дома-улитки, где за каждым витком раковины, каждым поворотом находишь картину или скульптуру, не переставая недоумевать и теряться в этом бумажном мире в поисках долгожданного «вида на озеро».
Еще один прием Шуваевой — сдвиг. Просто сканировать или ксерить массовую рекламную продукцию ей неинтересно. Интересно при этом нарушать процесс копирования, оставляя общий образ и сетку узнаваемыми. Так из обычных бланков накладных получается что-то среднее между орнаментом и абстракцией – знаменитая модернистская «решетка» распадается на палки и крючки. Распечатанные на холсте пластиковые вазы «под хрусталь» из каталога дешевого супермаркета становятся поп-артовской картиной и классической гризайлью одновременно.
Стилистика Шуваевой — модернистская по палитре — формируется на уровне пост- и мета-: принципы и ходы поп-арта и концептуализма переиначиваются и смешиваются с детской наивностью и массовым, почти «фольклорным» искусством. Автор не стремится разоблачить, но всегда находит обходной путь продемонстрировать убогость и пошлость нашей общей среды обитания хрупкими и прозрачными работами, чья нарочитая недолговечность отсылает к буддистским практикам выдержки кропотливого создания и следующего незамедлительного разрушения красоты.
Московский музей современного искусства ММОМА на Тверском бульваре
г. Москва, Тверской бульвар 9 (метро Пушкинская, Тверская)