Спекулятивный, иначе, критический дизайн как дискурсивная практика был описан сравнительно недавно и быстро вошел в инструментарий современных художников и концептуальных дизайнеров. Спекулятивный дизайн предложил пространство, радикально отличающееся от преобладающей парадигмы дизайна модернистского, утилитарного, ставящего своей задачей решение «Проблемы». Спекулятивный дизайн, конструируя вымышленный нарратив, фокусируется на создании идеи, способной проникнуть в культурную среду и инициировать дискуссию о будущем, задавая тем самым его вектор.
Отсутствие необходимости создавать функциональный артефакт, который удовлетворил бы спрос пользователя, освобождает дизайнеров и художников от экономических ограничений коммерческой практики, присущих утилитарному дизайну. Однако в такой свободе от открытого рынка кроется одна из главных проблем спекулятивного дизайна, который становится инкубатором для венчурных инвестиций в идеи и потенциальные технологические разработки, предложенные художниками и дизайнерами. Задавая вектор развития и получая необходимый приток капитала, спекулятивный дизайн становится важным звеном в процессе колонизации будущего.
Вводя понятие постспекулятивного дизайна, гиперонима по отношению к ксенодизайну, нон-хьюман дизайну, дизайну антиутопий и др., куратор выставки и художники делают попытку артикулировать вышеописанную ситуацию и найти другой подход к использованию инструментов дизайна для того, чтобы деколонизировать наши представления о будущем. Работы, представленные на выставке, сохраняют формальные признаки спекулятивного дизайна, однако в каждой из них кроется концептуальная и визуальная странность, обеспечивающая дистанцию по отношению к спекулятивному дизайну и делающая эти работы чем-то принципиально другим, создавая совершенно новые типологии взаимодействий.
Участники выставки: Анастасия Королева, Юлия Вергазова, Nonhuman Nonsense, Changkun Lin, Аристарх Чернышев, Noatė Atkočiūnas, Алина Золотых, Анастасия Алехина, Thomas Thwaites.
Куратор выставки: Алиса Смородина.