Московский музей современного искусство совместно с Обществом Данте Алигьери (Ереван) представляет монографическую выставку Рафаэля Мегала «Комната загадок».
Название проекта отсылает к одноименной масштабной инсталляции, представленной в 2017 году на 57-й Венецианской биеннале в павильоне Республики Армения, позднее на персональной выставке Рафаэля Мегала в Национальной галерее в Ереване и теперь ставшая ключевым произведением экспозиции в ММОМА. Обновленный вариант экспозиции был рожден автором в период мировой пандемии. В атмосфере общей тревожности Мегал постепенно трансформировал свою первоначальную идею, сосредоточившись на отношениях человека и его идеалов, на изучении чувства страха перед нападением невидимого врага. Таким образом, символическое значение, для передачи которого в ранних живописных циклах Рафаэль Мегал использовал образы агрессивных животных, продолжается и изменяется в изображении керамических объектов, разлетающихся на осколки.
Помимо важнейшей авторской серии «Пантеры в моем цветущем саду» (2014) концепцию проекта декламируют две новые картины Мегала под названием «Забриски-Пойнт (Мечта)» и «Забриски-Пойнт (Конец)», созданные в 2020 году и вошедшие в серию «Фарфоровые идолы» (2019).
Инсталляция «Комната загадок» представляет собой девять скульптур фантастических животных – пантер с двумя головами, выполненных в натуральную величину. Животные, стоя на пестрых коврах, репрезентующие своего рода архитипы народной культуры Кавказа, яростно разрывают на части копию картины «Художник и его мать» (1926-1936) армянского живописца Аршила Горки (1904-1948), эмигрировавшгего вместе с сестрой в США. Именно это произведение сам Рафаэль Мегалл считает главным живописным символом истории трагического периода Геноцида армян. Кощунственное, жестокое обращение зверей с изображением человека олицетворяет зло завоевателей. При этом сами животные, оставаясь пугающими, манят своей опасной силой и внешней совершенной красотой: оно отталкивает и привлекает, и миссией человека остается справиться с этим соблазном.
На выставке представлен и триптих «Полки Каспара Утца» (2020), отсылающий сюжету романа Брюса Чатвина «Утц», в котором повествуется о чешском коллекционере, одержимом мейсеновским фарфором и пронесшим свое увлечение сквозь ужасы Второй мировой войны и все последующие мировые трагедии XX века. Все произведения автора выполнены в яркой, почти кричащей поп-арт манере с дробным рисунком, чистым цветом и нечетким фигуративом. С помощью данной техники Рафаэль Мегалл стремится передать тревожную атмосферу ожидания.
На открытии выставки посетители смогут увидеть и перформанс, поставленный Рафаэлем Мегалом специально для проекта в ММОМА и также раскрывающий тему природы человеческих страхов.